Словари Онлайн

Корнель (Pierre Corneille)

- знаменитый французский драматург, "отец французской трагедии". Род. в Руане в 1606 г., умер в Париже в 1684 г.; сын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу - комедию "Melite", которая навлекла на себя характерный упрек в "слишком большой простоте плана и естественности языка". За нею последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными инцидентами: "Clitandre ou L'Innocence delivree" (1632), трагикомедия, одно резюме которой у Корнель (Pierre Corneille) занимает 8 страниц; "La Veuve ou le Traitre puni" (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; "La Galerie du Palais", "La Suivante", "La Place Royale". Этими комедиями в духе времени Корнель (Pierre Corneille) создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С 1635 г. Корнель (Pierre Corneille) пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит "Medee". Затем, вдохновившись испанским театром, он написал "L'Illusion Comique" (1636), тяжеловесный фарс, главное лицо которого - испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия К., составляющая эпоху в истории французского театра: это был "Cid", сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: "beau comme le Cid". Париж, а за ним вся Франция продолжали "смотреть на Сида глазами Шимены" даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в "Sentiments de l'Academie sur le Cid": автор этой критики, Шаплен, находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишенным достоинства. Апогей творчества Корнель (Pierre Corneille) - "Horace" (1640), "Cinna" (1640) и "Polyeucte". К тому же времени относится женитьба Корнель (Pierre Corneille) на Marie de Lampriere, разгар его светской жизни, постоянный сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасные комедии "Le Menteur" и гораздо более слабые трагедии "Pompee", "Rodogune", "Theodore, vierge et martyre", "Heraclius". В 1647 г. Корнель (Pierre Corneille) избран был членом французской академии. Появившиеся после того пьесы "Andromede", "Don Sanche d'Aragon", "Nicomede" принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651 г. Корнель (Pierre Corneille) поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель (Pierre Corneille) занялся религиозной поэзией, как бы для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод "Imitation de Jesus Christ". Перевод этот, очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и выдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д. Для театра Корнель (Pierre Corneille) написал еще "Pertharite", "Sertorius", "Oedipe", "Sophonisbe", "Othon", "Agesilas", "Attila", "Tite et Berenice", "Pulcherie", "Surena" и др., но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни Корнель (Pierre Corneille) провел очень уединенно и был в крайне стесненных обстоятельствах. Только благодаря хлопотам друга его, Буало, Корнель (Pierre Corneille) назначена была маленькая пенсия. Значение Корнель (Pierre Corneille) для французского театра заключается прежде всего к создании национальной трагедии. До Корнель (Pierre Corneille) театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники К., как Гарди, Гарнье, Ротру и др., не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель (Pierre Corneille) первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе. Про творчество Корнель (Pierre Corneille) и его преемника Расина некоторые критики говорят, что "К. рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности". Корнель (Pierre Corneille) изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель (Pierre Corneille) исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы Корнель (Pierre Corneille) излагает в своих теоретических рассуждениях, т. е. в предисловиях к трагедиям и в "Discoars snr le poeme dramatique", и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства; любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в "Сиде" победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель (Pierre Corneille) достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи. В "Polyeucte" замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей. Могучий стих К., по пластичности, выразительности и силе - единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнель (Pierre Corneille) Знаменитое "Qu'il mourut!" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраста между словами Горация: "Albe vous a nomme - je ne vous connais plus" и ответом Куриация: "je vous connais encore" - все это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности. Трагедии Корнель (Pierre Corneille) не свободны, однако, от крупных недостатков; замечательна также неровность его таланта. Эпитет "великого классика" Корнель (Pierre Corneille) заслуживает в сущности только четырьмя лучшими своими трагедиями. Библиография изданий соч. Корнель (Pierre Corneille) и литературы о нем наиболее полна у Picot, "Bibliographie cornйlienne" (П. 1875). Главнейшие соч. о К.: Fontenelle, "Vie de CorneiIe" (изд. 1685, 1729, 1742); abbe Goujel, "Biblioth. franc" (т. XVIII); Guizot, "Corneile"; Taschereau, "Histoire de la vie et des ouvrages de P. Corneille"; Bouquet, "Points obscurs de la vie de C."; E. Desjardins, "Le grand C. historien"; J. Levallois, "C. inconnu" (П., 1876). Пьесы Корнель (Pierre Corneille) переведены на русский яз. : Я. Б. Княжниным, "Сид" (СПб. 1779); "Смерть Помпеева" (СПб. 1779); "Цинна или Августово милосердие" (СПб. 1779); "Родогуна" (М. 1788) и Е. Барышевым, "Сид" (СПб. 1881) и "Родогонда" (СПб. 1881). З. В.

Корнель (Pierre Corneille) словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Корнель (Pierre Corneille)
Ваше имя:                     Код (для знающих):