Словари Онлайн

Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur)

- один из величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя его Джованни-Пьерлуиджи, род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получил свое прозвище. Ум. в Риме в 1594 г. и похоронен в церкви св. Петра. Очень молодым Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образование получил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательную полифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1551 года Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) был назначен учителем музыки в ватиканской капелле, а затем капельмейстером. При папе Маркелле II положение Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) еще более улучшилось. Перейдя на должность певчего капеллы, Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) мог посвящать большую часть времени на композиторскую деятельность. При папе Павле IV, П., как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы, должен был покинуть папскую капеллу. Только место капельмейстера (1555) в церкви лютеранского дворца и в церкви св. Марии Маджоре избавили его от крайней бедности, в которую впал П., лишившись места в папской капелле. В 1560 г. Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление и триентский собор (1543-1563), между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы в церковной музыке, обратился к Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) с поручением написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки при церковном богослужении, так как многоголосная музыка, вследствие разных конрапунктических хитросплетений, наносила ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) написал три мессы, каждую на 6 голо совершенн. Все три отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгим стилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как по форме, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) Она посвящена памяти папы Маркелла, бывшего покровителя П., и известна под названием "Мессы папы Маркелла". Все эти три мессы решили участь фигуральной музыки в ее пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу, воскликнул: "Здесь Иоанн (т.е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять в стиле Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) было обязательно для композиторов католической духовной музыки. Сочинения Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) составляют вершину развития церковной контрапунктической музыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментального сопровождения. Отличительная черта полифонической музыки Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) заключается именно в том, что автор, при всей ее сложности, смог придать ей ясность, непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенное настроение. К тексту Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) относится с большим вниманием, заботливо (в смысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что и способствовало их ясности. Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) написал громадное количество произведений, из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светской музыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, офертории, магнификаты, литии, псалмы, мадригалы и проч. Среди литературы о Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) самый капитальный труд принадлежит Баини:" Dellf vita e delle opere di Giov. Pierl. da Palestrina" (Рим, 1828); Кандлер, "Ueber das Leben etc." (Лпц., 1834, изд. Кизеветтером); К. фон-Винтер-фельд. "Jon. Pierl. von Palestrina, seine Werke etc." (Бреслау, 1832); последние две биографии заимствованы из книги Баини; Тибо, "Reinheit s. Tonkust" (II изд., Гейдельберг, 1826); Фетис, "Gallerie des musiciens celebres" и пр. Н.С.

Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur)
Ваше имя:                     Код (для знающих):