Словари Онлайн

Пантомима

- театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, Пантомима впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые Пантомима Батилл и Пилад, которых считают основателями римской Пантомима Древняя Пантомима существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Не смотря на такую ограниченность сценических средств, римские Пантомима умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская Пантомима не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки - вот сюжеты Пантомима Для каждой Пантомима составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела Пантомима первенствующее место на римской сцене; успеху римских Пантомима немало способствовал и их чувственный, развратный характер. В Пантомима все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию Пантомима Вернее, однако, думать, что Пантомима были только отражением римской жизни. Сюжеты Пантомима всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн Пантомима еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В Пантомима на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что название гетера и танцовщица были однозначны. Любовь к Пантомима перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось не долго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы - всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберии, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине Пантомима опять в большом ходу. Позднейшие христианские императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в Пантомима отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан - это запрещение воздвигать пантомимам статуи на площадях возле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона. К самому позднему периоду римской империи относятся Пантомима Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и Пантомима В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел Пантомима в балет впервые известный хореограф Новерр, своим балетом "Medеe et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. Пантомима встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной Пантомима брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти - "Макбета" и "Ромео и Джульетты". Подобного рода Пантомима имели до 5 актов. Ум.

Пантомима краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Пантомима - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Пантомима - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Пантомима - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Пантомима - Словарь иностранных слов
Пантомима - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Пантомима - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Пантомима - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Пантомима - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Пантомима
Ваше имя:                     Код (для знающих):