Словари Онлайн

Ренан (Жозеф Эрнест Renan)

- знаменитый французский филолог и историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Ренан (Жозеф Эрнест Renan) было 5 лет. Наибольшее влияние на Ренан (Жозеф Эрнест Renan) в детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которою управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, но блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики, по большей части из знатных фамилий. Здесь Ренан (Жозеф Эрнест Renan) впервые познакомился с светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Ренан (Жозеф Эрнест Renan) перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri", метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В 1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Ренан (Жозеф Эрнест Renan) светило католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а не философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейской критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. На этот раз Ренан (Жозеф Эрнест Renan) остался твердым в своем решении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров и руководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", - которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли.... Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь материально устроиться, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) принял место репетитора в Иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Ренан (Жозеф Эрнест Renan) Не смотря на многочисленность занятий в пансионе. Ренан (Жозеф Эрнест Renan) продолжал изучение восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее. В том же году он представил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда - "истории семитических языков" ("Histoire generale des langues semitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Ренан (Жозеф Эрнест Renan) мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de la science"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен, чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять и просветить его. К этому времени относятся работы P.: "Eclaircissements tires des langues smitiques sur quelques points de la prononciation greque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age", за которые он получил от академии надписей командировку для научных занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Ренан (Жозеф Эрнест Renan) о критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история начал христианства ("Histoire critique des origines de Christianisme"). Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Ренан (Жозеф Эрнест Renan) в Италии возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его докторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П., 1852). Побывав около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории религии в "Journal general de l'instrucеion publique", в "Revue asiatique", в "Journal des Debats" и в "Revue des deux Mondes". Эти статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoire religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859), создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Ренан (Жозеф Эрнест Renan) женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в состав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не отвлекла Ренан (Жозеф Эрнест Renan) от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и Песнь Песней и написал "Nouvelles considerations sur le caractere general des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской экзегетики. Ренан (Жозеф Эрнест Renan) был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон III, взамен кафедры, поставил Ренан (Жозеф Эрнест Renan) во главе экспедиции, снаряженной для археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой командировки, продолжавшейся около года, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) опубликовал в 1864 г. под загл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не особенно расширили наши сведения о Финикии; но Ренан (Жозеф Эрнест Renan) посетил Палестину, и под живым впечатлением виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jesus", в ее первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) был назначен профессором в College de France, но при условиях крайне для него невыгодных: товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двор и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III. Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "De la part des peuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен после первой лекции; Ренан (Жозеф Эрнест Renan) протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu au College de France", H., 1862), но протест его остался без последствий. Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место в национальной библиотеке; Ренан (Жозеф Эрнест Renan) отказался и был лишен кафедры императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progres de la litterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l'Orient" (Пар., 1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines du christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus" (Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как критик и исследователь, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) значительно уступает немецким ученым, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Ренан (Жозеф Эрнест Renan) совершил еще раз путешествие на Восток), Ренан (Жозеф Эрнест Renan) пытается воссоздать в живой картине начало христианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х годов Ренан (Жозеф Эрнест Renan) сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines", Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру в законодательный корпус. Как политик. Ренан (Жозеф Эрнест Renan) был либеральным империалистом, в духе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу: "свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в College de France, и Ренан (Жозеф Эрнест Renan) во второй раз поставил свою профессорскую кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев до падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France", П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю. Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р., но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) считал возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу, протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на необходимости совместного действия против общего врага цивилизации - славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Ренан (Жозеф Эрнест Renan) и издал его, с своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Ренан (Жозеф Эрнест Renan) радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С другой стороны, исход войны не уничтожил в Ренан (Жозеф Эрнест Renan) доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц Наполеон. Коммуна усилила в Ренан (Жозеф Эрнест Renan) глубокое недоверие к демократии. Свои политические впечатления Ренан (Жозеф Эрнест Renan) изложил в книге "Reforme intellectuelle et morale" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во время коммуны Ренан (Жозеф Эрнест Renan) жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques", с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом эволюции. Философия Ренан (Жозеф Эрнест Renan) стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих "Origines" - "Antechrist", за которым вскоре последовали и три остальные тома ("Les Evangiles", "L'eglise chretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще правительство национальной обороны назначило Ренан (Жозеф Эрнест Renan) на кафедру в College de France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев. Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions cemiticarum (первый выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, с введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire du peuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирной известности Ренан (Жозеф Эрнест Renan) Это последнее произведение отличается теми же достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": то же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений прошлого. Как критик и исследователь, Ренан (Жозеф Эрнест Renan) и здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Ренан (Жозеф Эрнест Renan) был избран членом французский академии; в 1882 г. - президентом азиатского общества, в 1884 г. - администратором College de France. В 1883 г. появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886 гг. появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le pretre de Nemi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты этих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т. е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Ренан (Жозеф Эрнест Renan) - оказывает нам более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и папскими зуавами". Ренан (Жозеф Эрнест Renan) умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest R." (П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898). M. Корелин. Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания "Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде отдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такое нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в "Эпохе", 1864, ј7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin du monde antique", в "Деле", 1882, ј 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн. Вестнике", 1882, ј1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе", 1883, ј4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц. В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна, СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев. Вестнике", 1890, ј7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, ј5; "Эмма Козилис", ib., ј6). Литература о Р.: Desportes et Bournand, "Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "Ernest R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographie psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R., Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor. Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R." (П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль", 1898, ј 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова ("Правосл. Собеседник", 1877, ј4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, ј 9 и 10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, ј 11 и 12); характеристики Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, ј 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882, ј3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, ј4); Л. Слонимский, "Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, ј1); ст. К. Арсеньева о "Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, ј1), об "Антихристе" (1875, ј12), о "Souv. d'enf. et de jeun." (1883, ј9) и об "Истории Израильского народа" (1888, ј6 и 1891, ј5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус. Обозрение", 1893, ј6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с французский , СПб., 1865); Берсье, "Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому" ("Правосл. Обозрение", 1889, ј4); И. Яхонтов, "Изложение и историко-критический разбор мнения Ренан (Жозеф Эрнест Renan) о происхождении еврейского единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С. Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).

Ренан (Жозеф Эрнест Renan) статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

    
Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Ренан (Жозеф Эрнест Renan)
Ваше имя:                     Код (для знающих):