Словари Онлайн

Тальма

(Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) - знаменитый французский актер. Получил прекрасное образование. Отец его,. зубной врач, хотел передать сыну свою профессию, которой Тальма одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости, но не могли победить силу привычки. Тальма настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он, однажды, появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?" Тальма упорно продолжал отстаивать свой взгляд, между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту же правдивость Тальма старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или школа королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Тальма взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столько страдали от упреков совести, что его талант в первый раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара. что вызвало сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Тальма и актером Ноде. Пьесу возобновили, но борьба продолжалась: Тальма и многие другие актеры покинули театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье. Таким образом французский театр распался: прежний, под названием театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр на улице Ришелье принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом театра республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там свое существование. Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Тальма оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Тальма был два раза женат, сперва на умной и богатой аристократке. Жюли Каро увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени. Впоследствии Тальма с ней развелся и женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там монархами говорить революционные стихи из драмы: "Смерть Цезаря". Умирая, Тальма не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу. Тальма обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод. Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса). В. Крылов.

Тальма словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Тальма - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Тальма - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Тальма - Словарь иностранных слов
Тальма - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Тальма
Ваше имя:                     Код (для знающих):