Словари Онлайн

Вазари (Giorgio Vasari)

- живописец, архитектор и писатель, прозванный Аретино, родился в Ареццо (1512 - 1574). Самая большая заслуга его перед потомством заключается в его книге под загл.: "Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti", которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении. хотя и нет строгой критики, тем не менее заключается столько драгоценных для нашего временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари (Giorgio Vasari) в своей книге говорит весьма подробно и о своей художественной деятельности и не стесняется отдавать себе, что он считал справедливостью. Позднейшие издания, снабженные комментариями разных авторов, выходили много раз в прошедших столетиях и в нашем; в 1878 г. сочинение Вазари (Giorgio Vasari) вышло во Флоренции под редакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский и немецкий языки. Первым учителем Вазари (Giorgio Vasari) был французский художник, Гильом де Марсилья, расписывавший стекла церкви в Ареццо, когда Вазари (Giorgio Vasari) не было еще 12 лет. Вскоре после того он был замечен кардиналом Кортоне и отвезен в Флоренцию, где учился под руководством Андрея дель Сарто и знаменитого МикельАнджело. Кортоне доставил молодому Вазари (Giorgio Vasari) покровительство Александра и Ипполита Медичи, которые, впрочем, вскоре были принуждены покинуть Флоренцию. Вазари (Giorgio Vasari) возвратился в Арепцо, где он получил некоторые заказы и даже стал исполнять трудные работы стенной живописи фрескою. Художник Россо, одновременно скульптор, живописец и архитектор, уже достигший тогда большой известности, прибывший для работ в Ареццо, дал несколько советов молодому В., который впоследствии подробно описал жизнь и труды своего нового наставника. Вазари (Giorgio Vasari) получил от Россо даже поручение исполнить одну картину по его рисункам. В это время Вазари (Giorgio Vasari) должен был, за смертью своего отца, принять на свое попечение трех сестер и двух братьев; это обстоятельство побудило его поскорее искать выгодной работы. Несколько времени он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в то время граничило с искусством. Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 г., что заставило Вазари (Giorgio Vasari) переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работою; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собою в Рим, где Вазари (Giorgio Vasari) стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину "Венера и Грации". Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичисов во Флоренции, Вазари (Giorgio Vasari) отправился туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи, и был принят и помещен наилучшим образом. Во дворце герцога Вазари (Giorgio Vasari) написал несколько картин и портрет Александра, а вскоре затем получил занятия архитектурно-декоративные, к которым он обнаружил большую способность. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В эту эпоху своей жизни Вазари (Giorgio Vasari) написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину "Благовещение"; в Лувре находится картина Вазари (Giorgio Vasari) такого же содержания (La salutation angelique) и даже, вероятно, та самая, которая была в Ареццо. В 1537 г. Александр Медичи был злодейски умерщвлен и Вазари (Giorgio Vasari) снова остался без покровителя; но так как он, несмотря на свой только двадцатипятилетний возраст, уже приобрел большую известность, то стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 г. работает в Болонье над картиной "Трапеза св. Григория", которая по сочинению, и отчасти по исполнению, считается одной яз лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье и представляет для потомства еще тот интерес, что все лица этой картины суть портреты современников Вазари (Giorgio Vasari) и все они поименованы в его книге. В работал чрезвычайно быстро, но, кроме того, он пользовался помощью многих молодых художников, имена которых он сохранил для потомства. К сожалению, достоинство таких произведений, из которых иные только прочерчены и едва протерты краской, не позволяют хвалить поспешность художника. Вазари (Giorgio Vasari) не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывает все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари (Giorgio Vasari) был хороший рисовальщик, в его фигурах встречаются неправильности. Колорит же его вообще холодный и части картины не гармонируют между собою. Сочинение картин в редких случаях идет далее внешности, а глубины чувства нигде не видно. Успех архитектурной деятельности Вазари (Giorgio Vasari) был не всегда одинаков. Будучи весьма изобретателен по части декоративных построек, он не всегда был счастлив в монументальной архитектуре. Ему приписывают такие ошибки, что при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез. Что касается до вновь построенных им зданий, то за некоторыми из них признают своеобразную красоту и оригинальность. Постройка для папы Юлия III в Риме и здание Uffizii во Флоренции, начатое Вазари, много говорят в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит совокупность зданий, составляющих дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое. Что касается сочинения В., задуманного им случайно по совету других, то он его исполнил насколько мог добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал ее Аннибалу Каро, который помог ему своими замечаниями и советовал довести работу до конца. Позже монах Маттео Фаэтани; обладавший литературным образованием, по поручению Вазари (Giorgio Vasari) сделал существенные, по собственному признанию автора, поправки в ней. По этим причинам книга была окончена только в 1550 г., но и тогда Вазари (Giorgio Vasari) не был доволен ею, а продолжал собирать дополнительные сведения о деятельности художников, которых жизнь он описывал. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло тот окончательный вид, в котором дошло до нашего времени; это второе издание украшено портретами художников. Ф. Петрушевский.

Вазари (Giorgio Vasari) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Вазари (Giorgio Vasari)
Ваше имя:                     Код (для знающих):