Словари Онлайн

Верстовский Алексей Николаевич

, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь лучшим учеником Фильда, Верстовский Алексей Николаевич нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям: "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и, в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, Верстовский Алексей Николаевич взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского: "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина: "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти неболыния вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько нумеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии, многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В.: "Вадим или двенадцать спящих дев", на тексты Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы Верстовский Алексей Николаевич достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора екатерининских времен, Верстовский Алексей Николаевич является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга Верстовский Алексей Николаевич заключается именно в том, что он стремился к национальной опере, при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народной песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной Верстовский Алексей Николаевич публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", Верстовский Алексей Николаевич явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор: "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни торопки: "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли, по своему русскому характеру, в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиде" нет сплошного местного колорита. На ряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующая оперы Верстовский Алексей Николаевич обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине", с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех, благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон на яву", с текстом князя Шаховского, потерпела неудачу. Последняя опера В.: "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжении нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми, Верстовский Алексей Николаевич перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумашедших". Пользуясь уважением, как композитор и знаток театрального дела, Верстовский Алексей Николаевич был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 - 1828 гг. Верстовский издавал " музыкальный альбом". Оперы Верстовский Алексей Николаевич давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова: "Bepстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация" 1862, ј250). Н. Соловьев

Верстовский Алексей Николаевич краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Верстовский Алексей Николаевич
Ваше имя:                     Код (для знающих):