Словари Онлайн

Элегия

(греч. elegeia) - лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева elege (сказал увы), от eu legein, от лидийского elegoV, как назывался напев двойной флейты, обязательно сопровождавшей в Малой Азии причитания и скорбный песни. У греков название Элегия обозначало особую стихотворную форму - так назыв. элегическое двустишие, - в которую облекалось не любое, а определенное содержание, по преимуществу лирика раздумья. В этом смысле в греческой Элегия видели связующее звено между эпосом и лирикой: она изображает внешнее явление, а затем настроение, им вызванное. Содержание греческой Э., было, однако, достаточно разнообразно: воинственное у Таллина и Тиртея, политическое у Мимнерма, философское у Солона и Теогнида, тоскливое и обличительное у Архилоха и Симонида (Катулл не знал ничего "maestius lacrimis Simonideis"). Писали Элегия также Антимах, Каллимах, которого Квинтилиан называет лучшим греческим элегистом, Филета и др. В Рим форма перешла вместе с названием, но приняла здесь большую определенность и возвышена бессмертными произведениями Проперция, который перенес александрийскую любовную Элегия на римскую почву, Тибулла, отчасти Катулла и особенно Овидия. Писал Э., не дошедшие до нас, также Корнелий Галл. В "Tristia" Овидий дал глубоко-лирическое и индивидуальное выражение скорби, в "Героидах" перелил любовную Элегия в форму послания. Останавливаясь на Греции и Риме, как на основных моментах зарождения Э., теоретики в дальнейшем изложении расходятся: одни следят за судьбами элегического настроения в европейской лирике, что расширяет их задачу до включения в область Элегия и провансальских тенцон, и сонетов Петрарки и т. д.; другие суживают эту область, относя к Элегия по преимуществу стихотворения, носившие это название. И в том, и в другом мало определенности. Традиционные формы, имеют теперь не теоретическое, но исключительно историческое значение. Об обособленной истории элегической формы говорит едва ли возможно; можно назвать лишь образцы этой формы, которые теоретики разных стран считают выдающимися. Так, во французской поэзии отмечают "Contre les bucherons de la forest de Gastine" Ронсара, "Consolation" Малерба, "Consolation" Ракана, "Aux nymphes de Vanx" Лафонтена, "Neere" Андре Шенье, "Tombeau du jeune laboureur" Шендолле, стихотворения Милльвуа, Каз. Делавиня, Ламартина, Виктора Гюго, Деборд- Вальмор, m-me Жирардэн, Альфреда Мюссэ. У немцев элегическая форма привилась тотчас по возрождении немецкой поэзии в XVII веке. Сюда относятся "Vom Abwesen meiner Liebsten" Март. Опица, "An mein Vaterland" П. Флемминга, "Heldenbriefe" Гофмансвальдау, стихотворения Гельти, Салиса, Матиссона, Тидге, "Римские "Э. Гете, "идеалы", "Прогулку", "Resignation", "Идеалы и жизнь" Шиллера, сонеты Шлегеля, канцоны Цедлица, многие стихотворения Гейне, Анаст. Грюна, Ленау, Карла Бека, Альфреда Мейснера, Платена, Фрейлиграта, Дингельштедта, Гервега, Макса Вальдау, Эм. Гейбеля, Герм. Лингга. Элегическое произведение, несомненно оказавшее влияние на всю европейскую лирику - знаменитая "Elegy written in a country churrchyard" (1749) Томаса Грея, переведенные на французский язык М. Ж. Шенье, на русский - Жуковским. Другие создатели английской Элегия - Сидней, Спенсер, Коули, Юнг и т. д. вплоть до Байрона и Шелли. В Италии Элегия писали Аламанни, Кастальди, Кьябрера, Филикани, Гуарини, Пиндемонте, в Испании - БосканАльмогавер и Гарсиласо де-ла-Вега, в Португалии - Камоэнс, Кортереаль, Феррейра, Родригес Лобо, Саа де-Миранда. В русской подражательной лирике XVIII в., когда стихотворцы прозаики считали своим долгом перенести народную почву все европейские поэтические формы, Э., начиная с Третьяковского, представлена рядом образцов. Любопытны сентиментальные Элегия Павла Фонвизина (1764); писали их Рубан, Ип. Богданович, Нартов, Нарышкин, Аблесимов. Самостоятельное развитие русской лирики, сделавшее ее неподдельным выражением национального характера, запечатлело ее с особенной резкостью элегическим характером. "Печалью согрета гармония и наших дев, и наших муз"; грустному настроению отдали дань чуть не все русские поэты. При нынешнем широком и неопределенном понимании названия элегии невозможно указать русского - да и европейского - лирика, который не писал бы Элегия Но и при самом широком содержании этого термина нельзя не видеть, что Элегия - лирический род, наиболее соответствующий современному настроению и оттого захвативший чуть не всю область современной лирики; другие, некогда популярный формы, напр. ода, почти забыты. Особый вид Элегия - без достаточного основания - видят некоторые русские теоретики в думе, давшей название некоторым русским стихотворениям, но не составляющей обособленной формы в сложной массе современного элегического творчества. А. Горнфельд.

Элегия словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Элегия - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Элегия - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Элегия - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Элегия - Словарь иностранных слов
Элегия - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Элегия - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Элегия - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Элегия - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Элегия
Ваше имя:                     Код (для знающих):