Словари Онлайн

Эпиграмма

(греч. epi - на и gramma - писание) - у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Эпиграмма носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно объясняли монументы, трофеи и другие предметы, посвященные богам. Так например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же, летавшие в бою - его смертельный дар мужам, у которых они остались в груди". У римлян Катулл и Марциал придали Эпиграмма сатирический характер, но и у них часто встречаются отвлеченные, дидактические Э., греческие гномы. С этим двойственным характером перешла Эпиграмма в новую литературу. Немецкие теоретики имеют в виду по преимуществу Эпиграмма серьезного содержания, проводя тонкие различения между Sinngedicht и Denkspruch. Лессинг, посвятивший теории Эпиграмма целую статью, определял ее как "стихотворение, в котором внимание и любопытство наше обращаются на известный предмет и несколько задерживаются, чтобы сразу получить удовлетворение"; таким образом ожидание и разрешение - две существенные части Э.; ожидание возбуждается объективным изображением, разрешение дается остроумным заключением. Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей формой, "Ксении" Гете и Шиллера - совершеннейшим образцом Э., в том смысле, какой придается этому термину у немцев. Однако, и в "Ксениях" отчетливо выступает тот элемент, который в русской литературе - вслед за французской - признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного ее свойства: L'epigramme, plus libre en son cours plus borne, N'est souvent qu'un bon mot de deux rimes orne. Франция, классическая страна литературного остроумия, начиная с Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Эпиграмма Ла-Фонтэна, Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрэна; некоторых писателей - напр. Пирона - увековечили только их Эпиграмма Культ искусственности вел в свое время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое место. Русский XVIII век, с его подражанием французам, представил длинный ряд искусственных Эпиграмма с весьма натянутым остроумием и неудачной игрой слов; их писали все поэты - Фонвизин, Третьяковский. Капнист, Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живою и сильной явилась бойкая Эпиграмма Пушкина; были удачные Эпиграмма и у Лермонтова. Позже были известны, как эпиграмматисты. Соболевский, Алмазов, Минаев. А. Горнфельд.

Эпиграмма словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Эпиграмма - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Эпиграмма - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Эпиграмма - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Эпиграмма - Словарь иностранных слов
Эпиграмма - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Эпиграмма - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Эпиграмма - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Эпиграмма - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Эпиграмма
Ваше имя:                     Код (для знающих):