Словари Онлайн

Зевс

(ZeuV= индоевропейск, dyau - s, сp. лат. Juppiter, divus). Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тожественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс - универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному индоевроп. религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем, при антропоморфизации религиозных представлений, супругой Зевс Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и Зевс (Diwnh= лат. Диана,Danah ), отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры, законной супруги Зевс Все другие союзы Зевс с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто Зевс достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так Алкмене он явился мужем ее - Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч. богах, Зевс стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель воли Зевс Гезиодовская теогония представляет Зевс младшим сыном титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь, вследствие прорицания, что будет свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей. Благодаря помощи матери, Земли, Рее удалось тайно произвести на свет З., на о-ве Крите, в пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на горе Дикте. Крону, вместо З., дали камень, закутанный в пеленки. Выросши, З., при помощи Земли, заставил отца возвратить поглощенных братьев и сестер. Затем, этим младшим богам пришлось выдержать упорную борьбу с титанами, при чем им помогали З сторукие великана, Котт, Гий и Бриарей. Титаны были побеждены и низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля, опасаясь силы З., произвела чудовище Тифона, но. и его Зевс сжег своей молнией. Прометея, обманувшего богов, Зевс сначала наказал тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру огня с неба и принести ее людям, Зевс приковал его к горам Кавказским. Воцарившись окончательно над миром, Зевс первою супругою берет Метиду (Мудрость), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого Зевс сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второю супругою Зевс теогония называет Фемиду, родившую ему Гор и Мойр, третьею - Евриному, родившую Харит. Затем он имеет от Деметры - Персефону, от Леты - Аполлона и Артемиду, от Мнемозины (Памяти) - 9 Муз. Другие источники упоминают еще о союзе Зевс с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Наконец, Зевс женится на сестре своей, Гере, от которой имеет Гебу, Арея и Илифию. Почитание Зевс происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом Зевс были следующие местности: 1) Олимп с окрестностями, в Фессалии. Здесь культ З., может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греч. племенами всего Балканского полуо-ва. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес, важнейшим местом почитания Олимпийского Зевс стала 2) Олимпия, в Элиде, на реке Алфее. Здесь совершались в честь Зевс знаменитые олимпийские игры и находился оракул З., к которому в особенности часто прибегали спартанцы. Культ Олимпийского Зевс был еще в Афинах, где святилище его было начато постройкою при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане. 3) Додона, где культ Зевс восходит также к глубокой древности. Зевс мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку. 4) Ликейская гора в Аркадии. З., с эпит., почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни, Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском) в честь Зевс в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном, превращенным за это Зевс в волка. Зевс Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь Зевс и о происхождении первого человека - Пеласга. 5) Афины. Здесь Зевс почитался то как милостивый (MeilicioV), то как гневный (MaimacthV). На Акрополе был культ Зевс градоправителя (NomeuV). Кекроп основал культ Зевс Высочайшего (ѓpatoV). В исходе зимы в честь Зевс совершались Диасии, среди лета - Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола. 6) Крит. Здесь развился, под влиянием Востока, целый цикл сказаний о З., в связи с сказаниями о матери богов - Рее. Мнение о рождении Зевс именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти З., в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница. Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Озирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть Зевс праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, повидимому, первоначально почитался критский З., весьма определенно указывает на Восток. 7) Родос, где был культ Зевс Атобирия (на горе Атобирий), финикийского происхождения. 8) Малая Азия. Здесь Зевс почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать Зевс называлась здесь Адрастеей и была тожественна с фригийской богиней Великой Матерью - Цибелой. Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов. См. Preller, "Griechische Mythologie" (И, Б., 1887); П. Леонтьев, "О поклонении Зевс в древней Греции" (М., 1850). А. Щукарев.

Зевс краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Зевс - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Зевс - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Зевс - Словарь иностранных слов ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Зевс
Ваше имя:                     Код (для знающих):