Словари Онлайн

Буше (Francois Boucher)

- французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Буше (Francois Boucher) бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем. Затем Буше (Francois Boucher) стал учеником Лемуана и поступил к граверу Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франмассонских дипломов, заглавных листов и т. п. В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание "Французской истории" О. Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину "Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима". В 1725 г. Буше выставил несколько мелких картин на"выставке молодежи" и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антона Ватто. В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Буше (Francois Boucher) по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли. 24 ноября 1731 года Буше (Francois Boucher) был принят в академию, а в 1732 написал "Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея". В 1734 г. Буше (Francois Boucher) был удостоен звания академика за картину, изображающую "Рено и Армиду", и в том же году украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия, иллюстрировал большое издание Мольера, и исполнил одно за другим несколько собраний эстампов, как напр. "Cris de Paris"; "Livres de sujets et Pastorales"; "Elements", "Saisons" и др. В 1735 году он был назначен адъюнкт профессором, в 1737 году профессором академии. В промежуток от 1737 по 1740 он написал; "Воспитание амура Меркурием", "Аврора и Кефал" и "Венера, входящая в купальню" - картины, заказанный для отеля Субиз (ныне дворец национальных архивов). С этих пор начинается его в высшей степени плодовитая деятельность: он доставляет мануфактуре в Бовэ, торговцам эстампов и китайщины, только что вошедшей в моду, любителям и двору целую массу картонов. рисунков и картин, из которых некоторые, - как напр. "Рождение Венеры" (1740 г., ныне в Стокгольмском музее), "Эпическая Поэзия" (1741) и "История", исполненные для Королевской библиотеки, "Диана, выходящая из купальни" и "Пастушеская сценка" (в Лувре) - считаются лучшими из его произведений. В 1743 г. Буше (Francois Boucher) был назначен декоратором оперы и руководил постановкою нескольких балетов; он писал также декорации для театров ярмарки С.-Лоран и Бельвю и для любительских спектаклей, устраиваемых маркизой Помпадур, его ученицею и покровительницей. Громадное количество получаемых заказов вскоре, однако, превратило произведения этого "Анакреона живописи" в спешно сделанные наброски, на которые критика не могла смотреть благосклонно, хотя от времени до времени ему удавалось сосредоточиться на таких произведениях, как "Собрание гениев искусства" (1751), "Латона на острове Делосе", "Солнце, начинающее свой путь и изгоняющее ночь". В это время Буше, находясь в полном блеске славы и королевской милости, получил пенсию и квартиру в Лувре. В 1757 г. он выставил портрет марк. Помпадур, для которой в то же время написал: "Музу Эрато", "Музу Клио", "Отдых в Египте" и др. В 1765 году, несмотря на смерть маркизы Помпадур, лишившую его столь могущественного покровительства, Буше удалось, однако, получить место первого живописца короля, сделавшееся вакантным за смертью Карла Ван-Ло. Но картины, относящиеся к последним годам жизни состарившегося, прожившегося и сбитого с пути началом классической реакции, Буше (Francois Boucher) не могли уже производить прежнего впечатления; несмотря однако на это и не обращая внимания на едкую критику Дидро, он принимает участие во всех выставках и не оставляет оперы. Последним его произведением был "Цыганский обоз", выставленный в 1769 г. и написанный не задолго до его смерти, последовавшей в 1770 г. Слава его вскоре после его смерти совершенно упада под влиянием реакции классицизма; его стали обвинять в развращении юношества и лучшие из его картин не находили покупателей. Ныне эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Буше (Francois Boucher) видное место среди художников французской школы XVIII ст. Ср. Mariette, "Abecedario": Diderot, "Salon de 1759, 1761, 1763, 1765, 1767" (т. X и XI изд. Асеза-Турн„); Е. и Ю Goncourt, "L'art au XVIII siecle" (Париж, 1881); P. Mantz, "Francois Boucher, Lemoyne et Natoire" (Париж, 1880); A. Michel, "Francois Boucher" (сборник "Artistes celebres" (Париж, 1886). В петербургском Эрмитаже имеется его "Отдохновение на пути в Египет". Подписана: J. Boucher 1757.

Буше (Francois Boucher) статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Буше (Francois Boucher)
Ваше имя:                     Код (для знающих):