Словари Онлайн

Контрапункт

(ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, французский Contrepoint) - соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и Контрапункт та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голо совершенн. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором - голосоведение, не особенно рельефное. В Контрапункт на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором - гармония. Контрапункт предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дисканта, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово Контрапункт К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот - punctus contra punctam или нота (точка) против ноты (точки) - и получил название Контрапункт Сперва развился строгий К., основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком Контрапункт все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов. обеих септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических. правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный Контрапункт делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр. партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса - в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный Контрапункт называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве Контрапункт развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого Контрапункт - Палестрина, в области свободного - И. С. Бах. Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047 - 1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300 - 1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (ХVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др. Н. Соловьев.

Контрапункт словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Контрапункт - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Контрапункт - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Контрапункт - Словарь иностранных слов
Контрапункт - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Контрапункт - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Контрапункт - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Контрапункт
Ваше имя:                     Код (для знающих):