Словари Онлайн

Медея (Mhdeia)

- дочь колхидского царя Эета и Гекаты, внучка Гелиоса. Имя Медея (Mhdeia) тесно связано с одним из древнейших греческих сказаний, об аргонавтах - обломком преданий о сношениях греков с странами Востока в доисторические времена. Чарам Медея (Mhdeia) научилась от матери. Гера и Афродита зажгли в ней страсть к Язону, когда последний, во главе аргонавтов, прибыл в Колхиду за золотым руном. Чудесная мазь Медея (Mhdeia) делает Язона мощным и неопалимым, и он укрощает дышущих огнем быков, вспахивает ими обширное поле; чарами Медея (Mhdeia) усыплен тот змей, которому доверено было царем золотое руно, и Язон овладел сокровищем. Согласно уговору, в награду за услуги, Язон обязан был взять себе Медея (Mhdeia) в жены и уехать в Грецию вместе с нею. Когда Эет пустился в погоню за аргонавтами и уже настигал их, Медея (Mhdeia) изрубила брата своего Ансирта на куски и бросала куски в море; отец стал собирать останки сына, и погоня была замедлена. На Крите пал от руки Медея (Mhdeia) великан Тал. По прибытии в Иолк Язон, при помощи Медея (Mhdeia) отмстил Пелии за его насилия и преступления: Медея (Mhdeia) уговорила дочерей Пелии зарезать отца и сварить в котле, уверяя, что из котла он выйдет живым и юным. По обнаружении цареубийства Язон и Медея (Mhdeia) бежали в Коринф. Когда, после 10 лет супружеской жизни, Язон изменил Медея (Mhdeia) ради Главки или Креузы, дочери коринфского царя, М., в гневе на супруга, умертвила юную невесту Язона и ее отца, причем орудием смерти: послужили платье и венец, отравленные ужасным ядом и принятые невестою в дар. Тут же умертвила Медея (Mhdeia) двух детей своих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царю Эгею. По одному из вариантов, М., по смерти Креонта, сделалась царицей Коринфа; коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки и волшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где Медея (Mhdeia) искала убежища. В Афинах Медея (Mhdeia) родила Эгею сына Меда, но и оттуда была, изгнана, за покушениe отравить царского сына Тезея. Конец жизни Медея (Mhdeia) провела в Колхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца на царство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Нерсеса; по другому сказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по имени которого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна. Черты кудесницы, изначала присущие образу М., возобладали над прочими ее свойствами в позднейших произведениях поэтов. У поэта александрийской школы, Аполлония Родосского (ок. 280 - 200 до P. Хр.), Медея (Mhdeia) - общий тип кудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в "Метаморфозах": она низводит луну на землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса и горы, смиряет змей и т. п. Древнейшее упоминание о Медея (Mhdeia) содержится в "Феогонии" Гезиода; героиней драмы впервые сделал Медея (Mhdeia) Неофрон. Еврипиду принаддежит честь разработки характера, в основных чертах своих созданного его предшественником; ни последующая древность греческая и римская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавиди ничего существенного не только к характеру героини, но даже к построению драмы. Сказание о Медея (Mhdeia) сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора, Гигина и Павсания. Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь в сказании о Медея (Mhdeia) до позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, где возникло сказание и где получало дальнейшее развитие; но проникнуть в первоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно. Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и Медея (Mhdeia) к солнечно-лунному мифу (Преллер, Медея (Mhdeia) Мюллер, Рошер) или в образе Медея (Mhdeia) видеть молнию, а в Язоне - солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы (Шварц, Дешарм). Келер сопоставляет множество европейских сказок и индийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким к тому, что рассказывается о Медея (Mhdeia) ("Orient u. Occident", II, 113 сл.). Проф. Воеводский ищет в сказании о Медея (Mhdeia) следов людоедства ("Каннибализм в греч. мифах", 328 сл.). Ср. Patin, "Etudes sur les tragiques grecs. Euripide" (I, 116 - 196); L. Schiller, "М. im Drama alter u neuer Zeit" (Инсб., 1864) Ф. Мищенко.

Медея (Mhdeia) краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Медея (Mhdeia)
Ваше имя:                     Код (для знающих):