Словари Онлайн

Мейербер

(Jacques - Liebmann Beer, известный под фамилией Meyerbeer) - знаменитый оперный композитор 1791 - 1864). Происходил из еврейской семьи, богатой и интеллигентной, жившей в Берлине. Из его братьев Вильгельм Бер известен как астроном, а Михаил Бер - как поэт. Уже 4-х лет Мейербер обращал на себя внимание необычайными музыкальными способностями. Руководство Лауска, ученика Клементи, имело благодетельное влияние на развитие таланта Мейербер 9-ти лет, выступая в концертах, Мейербер уже поражал слушателей не только техникой, но и стилем исполнения. Клементи был восхищен даровитым мальчиком и занимался с ним в продолжение своего пребывания в Берлине. Одним из самых горячих ценителей дарования Мейербер был некто Мейер, который завещал ему все свое состояние, под условием, чтобы он присоединил к фамилии Бер фамилию Мейер (Мейербер). 12-ти лет Мейербер сочинял для фортепиано и брал уроки теории композиции у Цельтера и Б. А. Вебера. Теоретическую школу Мейербер прошел у аббата Фоглера, в Дармштадте. Первым крупным трудом Мейербер была кантата: "Бог и природа", за которую он получил звание дармштадтского придворного композитора. Затем он написал много духовных произведений, оставшихся мало известными. Его опера "Дочь Иеффая", поставленная в Мюнхене, особого успеха не имела. Хотя Мейербер был замечательным пианистом и, благодаря урокам Гуммеля, мог рассчитывать на карьеру первоклассного виртуоза, но его более интересовала деятельность композитора. Не скоро, однако, Мейерберу удалось занять видное место на этом поприще. Его сочинения пользовались внимательной оценкой лишь знатоков, но в публике он долго не встречал сочувствия. Его опера "Али-Мелек" была принята холодно. По совету Сальери, Мейербер поехал в Италию, чтобы приобрести уменье писать для голо совершенн. Пребывание в Италии, в особенности знакомство с операми Россини (первой манеры), действительно оказали на него полезное влияние. В 1818 г. его опера "Romilda е Costanza" имеда успех в Падуе; "Emma di Resburgo" (1820), поставленная в Венеции, открыла ему двери выдающихся театров Италии. Эта опера, данная в Германии, встретила оппозицию со стороны немецких композиторов и критиков, посмотревших на Мейербера, как на человека, отклонившегося от музыкальных традиций своей страны и предавшегося итальянскому направлению, ради успеха. Самым искренним печальником о судьбе Мейербер был К. Мейербер Вебер, который смотрел на новое направление своего друга, как на большую потерю для германского искусства. Публика, однако, думала иначе, и оперы Мейербер все более и более ей нравились. В 1826 г. была поставлена в Милане, на сцене La Scala, "Margherita d'Anjou", которая обошла многие сцены Италии, Франции, Бельгии, Германии, Англии. Тот же успех имела опера "Crociato in Egitto", в которой уже виден зародыш драматической силы, свойственный позднейшим произведениям М.; в Париже, однако, "Crociato" не посчастливилось. Женитьба, потеря двух детей и, наконец, пытливое изучение требовали парижской публики - все это заставило Мейербер остановиться на время в своей творческой деятельности. В предыдущих операх Мейербер был искусен и талантлив, но не приобрел еще полной самобытности и уменья неотразимо действовать на слушателей. Эти качества Мейербер проявил в опере "Роберт-Дьявол", данной в Париже в 1831 г. Эффектное либретто Скриба (неизменного сотрудника Мейербер и в последующих операх), оригинальная, хотя и весьма неровная по стилю и художественным задачам музыка, орган, введенный на сцену, новизна инструментовки, блеск одних вокальных нумеров и истинный драматизм других, некоторые места, полные истинного вдохновения - все это доставило "Роберту" блестящий успех. В 1836 г. дана в первый раз в Париже опера "Гугеноты", затмившая "Роберта". Назначенный придворным капельмейстером в Берлине, Мейербер написал несколько псалмов и кантат (напр. "La Festa nella corte di Ferrara", 1843) и оперу: "Ein Feldlager in Schlesien". В этот период (1837 - 1848) дарование Мейербер с особенной силой высказалось только в музыке к драме брата его Михаила, "Струэнзе" (1846). Интерес парижан был чрезвычайно возбужден появлением "Пророка" на сцене Grand-Opera, в 1849 г. Публика ожидала встретить в "Пророке" музыку аналогичную с музыкою "Гугенотов", но Мейербер в "Пророке" не повторился и открыл новые стороны своего богатого дарования. В 1854 г. была поставлена в Париже, в Opera-Comiqiie, опера Мейербер " L'etoile du nord", в состав которой вошло шесть нумеров из "Feldlager in Schlesien". В 1859 г. была поставлена там же "Pardon de Ploermel". Еще до "Пророка" Мейербер начал "Африканку", но, не встречая подходящих исполнителей, не выпускал ее в свет, и "Африканка" только после смерти Мейербер была дана в первый раз в парижской Grand-Opera, в 1865 г. По громадному дарованию, Мейербер представляет редкое явление в музыкальной области; но едва ли он займет в ней одно из первенствующих мест, именно потому, что его служение искусству было всегда под сильным влиянием искания успеха. При всей своей замечательной музыкальной организации, он соединял в своем лице великого художника с искателем карьеры, делавшим уступки массе за счет художественной цельности и правдивости своих сочинений. Для другого, даже менее даровитого художника, соединение в одном произведении банального дуэта Берты и Фидес и глубоко захватывающей сцены Иоанна Лейденского в соборе (в "Пророке") или бессодержательной колоратурной арии Изабеллы и возвышенных сцен в пятом действии "Роберта" было бы немыслимо, но Мейербер такая пестрота стиля казалась явлением нормальным. В продолжение 30-ти лет критика всех стран нередко и небеспричинно высказывалась не в пользу М., и если кто доставил ему успех, так это публика. Фактура Мейербера безукоризненная; прекрасные контрапунктические познания и технику он применял с свободою истинного мастера. В оркестровке он был замечательным и самобытным колористом. В моментах драматических он иногда выказывал необычайную силу. Для обрисовки образов Мейербер нередко прибегал к тематизму, в особенности в "Гугенотах" и "Пророке"; но этот тематизм не был возведен в систему, как у Вагнера, и имел менее механический и претенциозный характер. По характеру музыки, Мейербер можно назвать эклектиком. В своих операх он и француз, и итальянец, и немец, и еврей, и что угодно, только не самостоятельный представитель какой-нибудь национальности. Оперы М., несмотря на новейшие веяния Вагнера, царят в оперных репертуарах всех стран и ослабление их престижа пока не замечается. Кроме вышеупомянутых произведений, Мейербер написал музыку в драме "Мурильо" (1853), марш в честь Шиллера, 4 факель-танца, коронационный марш (1861), увертюру для открытия лондонской всемирной выставки (1862), музыку к трагедии Эсхила "Евмениды", "Pater noster", "Miserere", "Те Deurn", массу отдельных вокальных нумеров, из которых особой популярностью пользуется "Искушение", для баса. См. Pougin, "Meyerbeer; notes biographiques" (П., 1864); Blaze de Bury, "Meyerbeer, sa vie, ses oeuvres et son temps" (П. 1865); Herman Mendel, "Giacomo Meyerbeer, eine Biographie" (Б., 1868); его же, "Giacomo Meyerbeer, sein Leben und seine Werke" (Б., 1869); "Biographie universelle des musiciens", Fetis; Felix Clement, "Les inusiciens celebres"; Adolphe Jullien, "Musiciens d'aujourd'hui" (П. 1894); A. H. Серов, "Критичесия статьи" (1892 и сл.). Н. С.

Мейербер краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Мейербер
Ваше имя:                     Код (для знающих):