Словари Онлайн

Менандр (MenanoroV)

- афинянин, сын Диопейфа (342 - 291 до P. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр (MenanoroV) был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандр (MenanoroV) Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандр (MenanoroV) доходило до 105 или 108, но всего 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандр (MenanoroV) до нас полностью не дошла. Понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандр (MenanoroV) на римскую сцену (fabula palliata), Знакомят нас с Менандр (MenanoroV) многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандр (MenanoroV) из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматист Аристофан из Византии (262 - 185 г. до Р. Х.), он отвел Менандр (MenanoroV) первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандр (MenanoroV) Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандр (MenanoroV) Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр", замечает моралист, "если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, Менандр (MenanoroV) славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава Менандр (MenanoroV) не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандр (MenanoroV) и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий Менандр (MenanoroV) составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, а из Стобея, Атенея, схоластов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от Менандр (MenanoroV) до 1130 отрывков и названия 73 комедий. Мир комедий Менандр (MenanoroV) - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера в которой вращается Менандр (MenanoroV) Квинтилиан считает Менандр (MenanoroV) величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых". Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандр (MenanoroV) считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил Менандр (MenanoroV) изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандр (MenanoroV) видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандр (MenanoroV) является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандр (MenanoroV) блестящий успех далеко за пределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях Менандр (MenanoroV) не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр (MenanoroV) всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic, graec." (Б., 1839 - 1857; в 1 т. критич. история греч. комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880 - 1888; отрывки Менандр (MenanoroV) в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули. Ф. Мищенко.

Менандр (MenanoroV) статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Менандр (MenanoroV)
Ваше имя:                     Код (для знающих):