Словари Онлайн

Милль (Джон Стюарт)

- сын Джемса М., известный английский мыслитель и экономист (1806 - 1873). С 3-х лет Милль (Джон Стюарт) стал изучать под руководством отца греч. язык, с 6ти лет писал самостоятельные исторические работы, а к 12-ти годам, основательно познакомившись с важнейшими греческими и римскими авторами, приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии. Его воспитание закончилось к 14 годам. Такое преждевременное умственное развитие привело к сильному переутомлению и подготовило душевный кризис, который едва не привел Милль (Джон Стюарт) к самоубийству. Большое значение в его жизни имела поездка в Южную Францию в 1820 г. Она познакомила его с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и вызвала в нем сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни. Около 1822 г. М., с несколькими другими молодыми людьми (Остином, Туком и др.), горячими последователями Бентама, образовал кружок, названный "утилитарным обществом"; при этом был впервые введен в употребление термин "утилитаризм", получивший впоследствии широкое распространение. В основанном бентамистами органе "Westminster Review" Милль (Джон Стюарт) поместил ряд статей, преимущественно экономического содержания. В 1830 г. он написал небольшую книгу: "Essays on some unsettled Questions in Political Economy" (изд. в 1844 г., имела 2 изд.), в которой содержится все оригинальное, созданное Милль (Джон Стюарт) в области политической экономии. К этому же времени относится перелом в жизни Милля, который он так ярко описал в своей "Автобиографии". В результате, Милль (Джон Стюарт) освободился от влияния Бентама, потерял прежнюю уверенность во всемогуществе рассудочного элемента в частной и общественной жизни, стал больше ценить элемент чувства, но определенного нового миросозерцания не выработал. Знакомство с учением сенсимонистов поколебало его прежнюю уверенность в благотворности общественного строя, основанного на частной собственности и неограниченной конкуренции. В 1843 г. он издал "А System of Logic" (10 изданий) - наиболее оригинальное его произведение, до сих пор вполне сохранившее свое значение; в 1848 г. - "Principles of Political Economy" (6 изданий); написал также множество журнальных статей, посвященных самым разнообразным вопросам философии, политики, экономии и литературы. В течение нескольких лет самостоятельно издавал радикальный журнал: "London and Westminster Review". С 1841 г. состоял в переписке с Ог. Контом, философские и социологические взгляды которого оказали на него глубокое влияние. Из позднейших сочинений Милль (Джон Стюарт) замечательны "On Liberty" (1859, 3 издания) - едва ли не самая блестящая в новейшее время защита свободы в общественной и частной жизни; "Utilitarianism" (1861, 3 издания) - книга, имевшая большой успех в публике, но одно из самых слабых произведений Милль (Джон Стюарт) в логическом отношении; "Considerations on Representalive Governement" (1861, 3 издания); "An Examination of sir W. Hamilton's Philosophy" (1865, 5 изданий) - критический разбор философии Гамильтона, вместе с изложением собственных воззрений автора; "The Subjection of women" (1869, 4 издания), написанное в защиту женского равноправия. После смерти Милль (Джон Стюарт) напечатаны его "Autobiography" (1873) и "Chapters on Socialism" ("Fortnightly Review", 1872). В качестве политического деятеля Милль (Джон Стюарт) выступает с 1865 г. как представитель Вестминстерского округа в палате общин; раньше он не мог быть членом парламента, так как состоял на службе в остиндской компании. В палате Милль (Джон Стюарт) настаивал на необходимости эвергичных мер помощи ирландским фермерам. В 1868 г. Милль (Джон Стюарт) потерпел поражение при новых выборах, вызванное, по его мнению, публичным заявлением его сочувствия известному атеисту Брэдло. В жизни Милль (Джон Стюарт) огромную роль играла любовь к м-с Тэйлор, знакомство с которой, по его словам, было "величайшим счастьем его жизни". Он получил возможность жениться на ней только после 20-летнего знакомства, но уже через 7 лет после замужества она умерла. В посвящении к своей книге "On Liberty" Милль (Джон Стюарт) говорит, что жена была вдохновительницей и отчасти автором всего лучшего, что было в его сочинениях; но эта оценка роли м-с Тейлор в литературной деятельности Милль (Джон Стюарт) сильно преувеличена. В самом крупном его труде, "Система логики", м-с Тэйлор не принимала никакого участия; несомненно, однако, что она повлияла на многие главы его "Политич. экономии" и что ей, до известной степени, следует приписать социалистическую окраску этой книги. Единственное соч. М., принадлежащее его жене столько же, сколько и ему самому - это книга "О подчиненности женщин". В области философии самым замечательным произведением Милль (Джон Стюарт) является его "Система логики". Логика, по словам М., есть теория доказательства. Психология устанавливает законы, по которым в нашем духе возникают и группируются чувства, представления и идеи, а логика должна установить ясные и несомненные правила для различения истины от лжи, верных умозаключений от неверных. Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует. Математические аксиомы, несмотря на то, что отрицание их кажется нам немыслимым, возникают точно также вследствие опыта, а немыслимость отрицания их зависит только от их всеобщности, а также от простоты и несложности восприятий пространства и времени, с которыми имеет дело математика. Опыт и наблюдение являются основанием не только индукции, т. е. умозаключения от частного к общему, но также и дедукции, т. е. умозаключения от общего к частному. С чисто формальной стороны в большой посылке силлогизма уже содержится заключение, и потому силлогизм не расширял бы нашего знания, если бы при построении силлогизма мы действительно исходили из общих положений. На самом деле при всяком дедуктивном выводе мы заключаем не от общих, а от частных положений. Когда я умозаключаю, что я смертен, потому что все люди смертны, то истинным основанием моего умозаключения является наблюдение, что все люди, жившие раньше меня, умерли. Вывод делается не из общего положения, а из отдельных частных случаев, бывших объектом наблюдения. Таким образом, и в силлогизме источником нашего знания остается опыт и наблюдение. Главную заслугу Милль (Джон Стюарт) составляет разработка теории индукции. Он устанавливает четыре метода, посредством которых индуктивным путем можно найти причину данного явления: методы согласия, различия, остатков и сопутствующих изменений. Милль (Джон Стюарт) не принадлежит, однако, к числу неограниченных приверженцев индуктивного метода, как большинство английских философов эмпирической школы. Напротив, по мнению М., самым могучим орудием открытия истины является дедуктивный метод, лучшим примером которого может служить открытие Ньютоном силы тяготения. Индукция неприменима ко всем более сложным случаям, когда несколько сил действуют одновременно и ни одна из них не может быть исключена. При таких условиях необходимо прибегнуть к более сложным приемам: закон действия каждой отдельной силы изучается порознь, затем делается вывод комбинированного действия их всех, и заключение поверяется наблюдением. Это и есть тот дедуктивный метод (слагающийся из трех частей - индуктивного исследования, вывода и поверки), который более всего содействовал успехам науки; всякая наука стремится сделаться дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии, прочие же находятся еще в состоянии эмпиризма. "Система логики" не проложила новых путей в области мысли, не открыла новых горизонтов для науки; даже в теории индуктивного исследования, составляющей, по общему мнению, самую ценную часть книги, Милль (Джон Стюарт) отчасти развивает мысли других, в особенности Гершеля, статьи которого о том же предмете вышли в свет незадолго до появления книги Милль (Джон Стюарт) и сильно повлияли на последнего. Тем не менее, в этой книге меньше чем в других произведениях Милль (Джон Стюарт) обнаруживается его обычный недостаток - эклектизм. Главное достоинство "Логики" Милль (Джон Стюарт) заключается в научном духе, которым она в высокой степени проникнута; влияние ее не ограничилось философскими кружками, но распространилось и на ученыхестествоиспытателей, среди которых многие ценили эту книгу очень высоко. Из социологических работ Милль (Джон Стюарт) самая крупная - "Основания политической экономии". Как экономист, Милль (Джон Стюарт) является учеником и продолжателем Рикардо, но без той силы анализа, которая отличала последнего. Вместе с тем, Милль (Джон Стюарт) находился под сильным влиянием Ог. Конта и французских социалистов школы Сен-Симона и Фурье. В своем курсе политической экономии Милль (Джон Стюарт) сделал попытку - нельзя сказать, чтобы вполне удачную - примирить все эти разнородные направления. По основным теоретическим вопросам Милль (Джон Стюарт) остается верен своим главным учителям, Рикардо и Мальтусу; он принимает все важнейшие теории Рикардо - его учение о ценности, заработной плате, ренте, - и вместе с тем, согласно Мальтусу, признает опасность неограниченного размножения населения. Наиболее важное дополнение Милль (Джон Стюарт) к теориям Рикардо заключается в его учении о ценности товаров в международной торговле. Под влиянием французских социалистов Милль (Джон Стюарт) признал преходящий характер неограниченной конкуренции и частной собственности. Законы политической экономии Милль (Джон Стюарт) делит на два разряда: законы производства, не зависящие от нашей воли, и принципы распределения, определяемые желаниями и мнениями самих людей и изменяющиеся в зависимости от особенностей социального строя, вследствие чего правила распределения не имеют того характера необходимости, который свойственен законам первой категории. Разделение принципов политической экономии на необходимые и исторически изменяемые сам Милль (Джон Стюарт) признавал своей главной заслугой в области экономической науки; только благодаря такому разделению он избежал, по его словам, тех безотрадных выводов относительно будущности рабочего класса, к которым пришли его учителя - Рикардо и Мальтус. Но, как справедливо заметил Чернышевский, Милль (Джон Стюарт) не выдерживает этого разделения на практике и в законы производства вводит исторические элементы. И действительно, общественные отношения несомненно являются одним из факторов производства; с другой стороны, мнения и желания людей, устанавливающие способы распределения, в свою очередь составляют необходимый результат данного социального строя и способов производства. Поэтому, принципы распределения и законы производства одинаково исторически необходимы; устанавливаемое Милль (Джон Стюарт) различие представляется излишним. Стремясь примирить учение Мальтуса с требованием социальных реформ, Милль (Джон Стюарт) приходит к заключению, что лишь те реформы могут быть действительны, которые задерживают размножение населения. К числу таких реформ Милль (Джон Стюарт) относит мелкое землевладение, распространение которого он горячо рекомендовал своим соотечественникам. Что касается социализма, то Милль (Джон Стюарт) признает его осуществимость в отдаленном будущем, когда духовная природа человека достигнет большего совершенства, но в ближайшем будущем он не считает ни возможным, ни желательным стеснение свободы деятельности частных лиц и устранение частной инициативы. Несмотря на отсутствие определенной и последовательной руководящей мысли, "Основания Политич. экономии" являются и до настоящего времени одним из лучших курсов экон. науки, по ясности изложения и полноте содержания. Вообще сила Милль (Джон Стюарт) заключается не в установлении новых оригинальных взглядов; он был талантливым и ясным систематизатором и популяризатором, и этим объясняется успех его произведения. Обладая редким критическим тактом, Милль (Джон Стюарт) сумел избежать односторонности более оригинальных и сильных творческих умов, под влиянием которых он находился; но в качестве эклектика он не создал новой школы и только содействовал распространению научного отношения к вопросам общественной и индивидуальной жизни. На русскую экономич. литературу Милль (Джон Стюарт) оказал огромное влияние; большинство наших общих курсов политической экономии заимствуют от него общий план изложения и многие частности. Методологические воззрения Милль (Джон Стюарт) также восприняты большинством наших экономистов и юристов. Все сочинения Милль (Джон Стюарт) (Кроме "Chapters on Socialism") переведены на русский яз.: "Логика" - Резенером, "Основания Полит. Экон." - Чернышевским, "О свободе" и "Утилитаризм" - Неведомским, "Представительное правление" издано Яковлевым, "Гамильтон" - Тибленом. Кроме того на русский язык переведена книга Милль (Джон Стюарт) об Огюсте Конте ("Aug. Comle, and the Positivism", 1865) и сборник его мелких статей ("Dissertations and Discussions", 1859 - 867). Автобиография переведена в сильно сокращенном виде. Важнейшая литература: L. Reybaud, "J. S. Mill" ("Revue des deux Mondes", 1855); F. A. Lange, "Mills Ansichten fiber die sociale Frage" (1865); Taine, "Le positivisme anglais" (1865); Em. Litlre, "Aug. Cornte et Stuart Mill" (1866); A. Bain, "J.-S. Mill, a criticism" (1882); W. Courtney, "Life of J.-S. Mill" (1889); Th. Gompers, "J.-S. Mill" (1889); James Bonar, "Philosophy and Polilical Economy" (1893); примечания Н. Чернышевского к его переводу "Полит. Экон." М.; Милль (Джон Стюарт) Н. Рождественский, "О значении Милля" (1867); Н. Бунге, "Ст. М., как экономист" - статья, напеч. в первый раз в 1867 г., перепечатанная в "Очерках политико-экономической литературы" (1895); Россель, "Джон Ст. М." - ряд статей в "Вестнике Европы" за 1874 г.; Милль (Джон Стюарт) Туган-Барановский, "Дж. Ст. Милль" (1894); "Джон Стюарт М.", вступительная статья А. Миклашевского к сокращенному переводу "Полит. Экономии" Милля (1895). Милль (Джон Стюарт) Туган-Барановский.

Милль (Джон Стюарт) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Милль (Джон Стюарт)
Ваше имя:                     Код (для знающих):