Словари Онлайн

Мим

- вид народной комедии, у греков и римлян. Греческие Мим - сицилийского происхождения; в Сицилии они были первоначально импровизированными сценическими представлениями, сопровождавшими сельские праздники или игры: в них не было законченности действия, не было и хора, вся сущность их заключалась в карикатурном изображении каких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн в V в. первый дал Мим более художественную форму, сделав из них сцены современных нравов, иногда серьезные, иногда карикатурные. Другим автором Мим был Ксенарх, сын Софрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие Мим перерождаются в идиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские Мим развились также из народных импровизаций. У римлян ранний народный Мим представлял собой подражание животным звукам, передразнивания лиц и различных смешных положений. Наряду с ним появился театральный М., присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, под названием exodia; он может считаться оригинальным римским явлением. Сюжет его брался из обыденной жизни: если даже и прибегали к мифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. Мим всегда рассчитан был на возбуждение смеха зрителей и поэтому содержание его было карикатурно и не без скабрезного элемента. Обыкновенно сюжетами служили прелюбодеяния, мошенничества и обманы всякого рода или неожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали им вполне законченного вида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, а все частности оставались на долю импровизации актеров; мимика и жестикуляция при этом играли большую роль. Главный актер назывался архимимом и от него зависело ведение всего действия; остальные актеры ограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, но являлись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно составленных из разноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткие и легкие платья, обнажавшие все формы тела. Ноги, в противоположность высокому трагическому котурну, были обуты в легкие тонкие башмаки (отсюда прозвание рlаnipedae). Сюжеты М., требовавшие представления различных непристойностей и соединения их с выразительными танцами, должны были содействовать потере чувства человеческого достоинства у актеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц; последние (inimae) часто в римской литературе выставляются прелестницами, доводящими до разорения мужчин и юношей; таковы были во времена Цицерона Ориго, Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в дома и общество римских вельмож, особенно во времена империи. В театрах Мим игрались не на всей сцене, но лишь в передней части просцениума, отделенного от задней особой занавесью. Отдельно Мим не давались, но лишь как придаток к трагедиям. Вместе с пантомимами Мим продержались до падения империи. Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и Публий Сир. Ср. Grysar, "Der romische Mimus" (В., 1854); Friedlanider, "Darstellungen aus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889).

Мим словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
МИМ - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Мим - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Мим - Словарь иностранных слов
Мим - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Мим - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Мим - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Мим
Ваше имя:                     Код (для знающих):