Словари Онлайн

Митра (Mitra)

- древне-индийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев и иранцев. Веды представляют Митра (Mitra) постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти М., как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы Митра (Mitra) и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с Варуной и Митра (Mitra) во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра (Mitra) все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что Митра (Mitra) владычествует над днем и солнцем, а Варуна - над ночью; но вообще первоначальный солярный характер Митра (Mitra) значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Миере световое божество. Как бог солнца, Митра (Mitra) уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели. Однако, следы солярного значения Митра (Mitra) сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что Митра (Mitra) принадлежит день, а Варуне ночь, или что Митра (Mitra) создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается Митра (Mitra) приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне - темноцветное Уже в ведийском периоде культ Варуны и Митра (Mitra) и вообще богов Адииев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов - громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индо-иранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает иранского Агурамазду; спутник Варуны Митра (Mitra) соответствует иранскому солнечному богу Мифр; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, Митра (Mitra) собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьяман имеет тоже значение друга и пр. Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако, до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания. См. Н. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берл., 1894, стр. 185 и след.); Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 535). Bс. M.

Митра (Mitra) краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Митра (Mitra)
Ваше имя:                     Код (для знающих):