Словари Онлайн

Музы (Mousai)

- мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские Музы (Mousai) живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех М., соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами источников; предполагают, впрочем, что Музы (Mousai) первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания Музы (Mousai) были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" Музы (Mousai) насчитывается девять. Имена их со времен Гесиода ("Теогония", 77) установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду "знатнейшая" из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемосина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных Музы (Mousai) ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния Музы (Mousai) невозможно обозначить отдельными названиями за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На развитие художественных типов Музы (Mousai) повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три М., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур Музы (Mousai) принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения Музы (Mousai) находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли предводителем Музы (Mousai) Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen" (Бонн, 1868); Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876); O. Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887); таблицы (1 - 3) в "Bull. de corresp. hellen." (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в "Berichte d. Sachsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil. d. Kais. Deutsch. archaol. Instit.", афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). У римлян соответствовавшими Музы (Mousai) богинями-покровительницами поэзии были Камены.

Музы (Mousai) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Музы (Mousai)
Ваше имя:                     Код (для знающих):