Словари Онлайн

Послание

(epitre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. Послание было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор Послание говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда - что более свойственно Послание - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено Послание Особенно свойственными стилю Послание старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в Послание оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали Послание до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 П., посвященные литературе, особенно Послание к Пизонам: "De arte poetica". Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этого рода поэтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных Послание от имени женщин, и "Ex Ponto" - Послание к жене, дочери, друзьям и к Августу; к Послание могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме Послание писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество Послание - Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки Послание Клеман Маро, давший первые образцы Послание в французской литературе, создал их под влиянием своих. античных предшественников. Известны его Послание из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два Послание к королю - первое "pour sa delivrance" и второе "pour avoir ete desrobbe"; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали Послание Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Epitre chagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало, который нашел в Послание литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage du Rhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695); как во внешней структуре, так и в содержании Послание Буало заметно сильное влияние Горация. В ХVIII в. Послание становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал Послание Фридриху, Екатерине ("Eleve d'Apollon, de Venus et de Mars, qui sur ton trone auguste as place les beaux arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu'on pense etc. ", с знаменитым стихом: "C'est du Nord aujourd' hui que nous vient la lumiere"), писателям. своим друзьям и врагам., актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau; a Horace). Одновременно с Вольтером писали Послание Жантиль Бернар ("Epitre a Claudine"), Берни ("Ер. sur la paresse"); Седэн ("Ер. a mon habit"), Буффлер ("Ер. a Voltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали Послание Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники Послание Виеннэ - "Epitres et satires" (1845) и Отрана - "Epitres rustiques". Послание - довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре Послание Попа, составляющие его "Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). В немецкой изящной литературе Послание приняло лирическую окраску. Послание писали Виланд ("Zwolf moralische Briefe", 1752), Гeкинг "An meinen Bedienten"), Глeйм Якоби, Шмидт, Уц, Николаи ,И. В. Михаэлис; особенно известны Послание Шиллера "An Goethe, als ег den Mahomet des Voltaire auf die Buhne brachte", Гете - "Zwei Episteln uber das Lesen schlechter Bucher", и Рюккерта. Из современных поэтов Послание писал Готшалль. В Италии известны Послание Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел. эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе ХVIII в., покорной французским образцам, форма Послание (также под названиями "письмо, эпистола, стихи") была очень распространена;, едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший Послание Наиболее известны Послание Кантемира ("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского ("Эпистола от российской поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П. прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободных художеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины". "К председателю муз" и др.), Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" и др.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана ("Российской музы Послание к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "К прекрасной"), Виноградова ("Эпистола Александру Петровичу Ермолову"), Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются Послание Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие Послание в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Федоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали Послание также Карамзин ("К Плещееву", "К женщинам", "К бедному поэту"). Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. Послание Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических П.; Послание к Дельвигу ("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие Послание также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для адресата. В лирике Пушкина Послание занимают видное место, особенно Послание к Батюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют Послание "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии Послание теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уже ничего общего с шаблоном классического Послание Тем же свободным характером запечатлены Послание Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке". "Кн. А. А. Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского, Надсона ("Письмо к М. В. В. "). Ар. Гр.

Послание статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Послание - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Послание - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Послание - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Послание - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Послание - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Послание - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Послание
Ваше имя:                     Код (для знающих):