Словари Онлайн

Пураны

(санскр. Рurana = "старина, былина") - особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы , от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П.. упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собою космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя Пураны было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев, Пураны прославляют, главным образом, деяния богов, являясь как бы Священными книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, Пураны представляют и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных Пураны указывают на существование каких то более древних памятников (тоже Пураны ?), послуживших источником для уцелевших Пураны По определению индийского лексикографа Амарисинхи (VI в. по Р. Хр. ?), Пураны изображают: 1) сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов и патpиapxoв, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды - Манвантары, 5)историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из дошедших до нас Пураны не отвечает вполне точно этому определению; наиболее выдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-П. Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическим расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной редакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в. по Р. Хр., а прочие принадлежат XIII - XVI в. Таким образом, сохранившиеся Пураны являются памятниками сравнительно очень позднего происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение Пураны как исторических памятников ничтожно. В изображении древнейших событий Пураны следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато для истории индийских верований Пураны дают ценный материал. По словам знатока П., проф. Вильсона, значительная часть их содержания имеет подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той или другой индуистской секты, легко могут быть выделены из первичного содержания, так что Пураны служат хорошим источником для характеристики круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя сами они принадлежат более позднему периоду. Теогония и космогония Пураны в своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения заимствована от философской школы Санкхья. Одна из характерных черт Пураны - пантеизм, лежащий в основе их учения; хотя специальное божество, прославляемое в той или другой П., варьируется, согласно ее принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно отождествляется со всем существующим, исходящим из него и к нему возвращающимся. Вообще, Пураны носят очевидные признаки своей принадлежности к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс образования современного индуизма из смеси брахманизма и других религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX - XIV вв. по Р. Хр., то и возникновение Пураны в их окончательном виде должно быть отнесено к этой эпохе. Bcе Пураны написаны стихами, в неизменной форме диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог прерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по поводу аналогичных вопро совершенн. Постоянным рассказчиком является Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы, носящий титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П., имеется столько же так называемых упапуран ,или побочных П., в которых эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом. Основные Пураны делятся индуистами на три класса, смотря по преобладанию в них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты = санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Дживананды Видьясагары с туземн. комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным введением и примечанием Вильсона, Лонд., 1840; переиздан с дополнениями Фицэдвардом Галлем, Л., 1864 - 77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П." (изд. с туз. коммент., Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д.; текст и французский перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Пар., 1840 - 84); 4) "Гаруда П." (часть изд. в Бомбее, 1863); б) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857, 1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893 - 94; 6) "Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Кальк., 1887 - 89). Эти Пураны принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и, поэтому, главную роль в них играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" = санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Дживананды Видьясагары, Кальк., 1876);. 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга П."(изд. с туземн. комм., Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5) "Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в "Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870 - 79). Пураны этой группы принадлежат шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию, посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр. rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П."; 3) "Брахма-вайварта П." (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в Бомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. Iпdica", Кальк., 1855 - 62; Дживананды Видьясагары, Кальк., 1876, в Бомбее, 1888 и т. д.; отрывок с лат. перевод, и примеч. Poley, Берлин, 1831); 5) "Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя "Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Кальк., 1879 - 85), которая в туземных перечнях Пураны заступает место Агни Пураны или Шивы Пураны Ее относят к VI в. по Р. Хр., тогда как прочие Пураны принадлежат позднейшему времени (ХIII - XVI вв.). Все Пураны отличаются своим обширным объемом. По показанию Бхагавата П., во всех 18 Пураны насчитывается 400 тысяч строф. Самая объемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие - Брахма и Вамана Пураны - по 10000. Из упапуран изданы лишь немногие: "The vrihannaradiya P." (Гришикешой Шастри, Кальк., 1866 - 91) и "Саура" ("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие известны в рукописях или только по имени. Ср. Wilson, "Analysis of the P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечат. в его "Select Works", Л., 1862 - 71, т. Ill); его же предисловие к переводу Вишну П.; Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu Berlin" (1855, стр. 127 - 48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1869, стр. 7 - 87). Мифология Пураны - у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лонд., 1831). С. Б - ч.

Пураны словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Пураны - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Пураны - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Пураны
Ваше имя:                     Код (для знающих):