Словари Онлайн

Суворин (Алексей Сергеевич)

- известный журналист. Род. в 1834 г. в с. Коршеве Бобровского у., Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин (Алексей Сергеевич) учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) Суворин (Алексей Сергеевич) поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. Суворин (Алексей Сергеевич) стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Москов. Вестн.", "Весельчаке" и "Русск. Дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. Речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворин (Алексей Сергеевич) переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Рус. Речи". Когда "Рус. Речь" прекратилась, Суворин (Алексей Сергеевич) занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История смутного времени"; последняя не была пропущена цензурою). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, ј 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого- "Жизнь патриарха Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. Зап."- рассказ "Отверженный" (1863, ј 1) и повесть "Аленка" (1863; ј7 и 8). В 1863 г. Суворин (Алексей Сергеевич) переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. Инвал." (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С. Петерб. Вед.", занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь С., под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полу беллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С., в 1866 те судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержании см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г.", Черепина, М., 1867). Широкую известность Суворин (Алексей Сергеевич) приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Спб. Вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин (Алексей Сергеевич) расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин (Алексей Сергеевич) наносил представителям реакционной журналистики - Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям Суворин (Алексей Сергеевич) был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 - 1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, ј 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1870, ј 1 и 2; "В гостях и дома [Заметки о Германии]", 1870, ј 9 и 10; "Русская драматич. сцена", 1871, ј 1; "Историческая сатира ["История одного города" Щедрина], 1871, ј 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция были устранены от "С. Петер. Вед" (_см. Б. Маркевич, Корш, СПб. Вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворин (Алексей Сергеевич) Вынужденный уход Суворин (Алексей Сергеевич) из "СПб. Вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С., в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней- факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин (Алексей Сергеевич) стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых Bедомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В. И. Лихачевым, "Новое Время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового Времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "СПб. Вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых јј. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что чрез 1-2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным. Лично С., впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб. Ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность Суворин (Алексей Сергеевич) с приобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма", Последние годы Суворин (Алексей Сергеевич) усердно занялся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературноартистического кружка (Малый театр). Как драматург, Суворин (Алексей Сергеевич) известен пользующеюся большим успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма "Медея", написанная Суворин (Алексей Сергеевич) в сотрудничество с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, Суворин (Алексей Сергеевич) написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г. Суворин (Алексей Сергеевич) издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового Времени" Суворин (Алексей Сергеевич) основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для нее послужили нем. "Universal-Biblothek" Реклама и французский "Bibliotheque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. Суворин (Алексей Сергеевич) Венгеров.

Суворин (Алексей Сергеевич) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Суворин (Алексей Сергеевич)
Ваше имя:                     Код (для знающих):