Словари Онлайн

Сусанин (Иван)

- Крестьянин Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанин (Иван) была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского у., Сусанин (Иван) Домнина, "Богдашке" Сабинину половину дер. Деревище за то. что его тесть Иван С., которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам С., только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о С., но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанин (Иван) спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. Словаре"; за ним Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел Сусанин (Иван) в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанин (Иван) стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I, воздвигнут Сусанин (Иван) памятник, "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанин (Иван) - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге С., побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к личности С., и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польсколитовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанин (Иван) "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали Сусанин (Иван) М. Соловьев ("Наше Время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872,. ј 29 и 1873, ј 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871,. ј 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге С., открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанин (Иван) (иные прямо называли его мучеником). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанин (Иван) из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанин (Иван) и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Сущность преданий о подвиге Сусанин (Иван) сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от с. Домнина им попался С., который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман. несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков Сусанин (Иван) переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери С., Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и исследования" (т. 1, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, ј 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической Комиссии при Императорском Московском Обществе", т. 1, вып. 1, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время Московского государства" (М., 1894). В. Р-в.

Сусанин (Иван) статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

много грамматических ошибок очень много...лучше бы еще сократили биографию...ну и так далее...И знаете еще нужно что то...не помню что но что то...Ну воообще какашка

много грамматических ошибок очень много...лучше бы еще сократили биографию...ну и так далее...И знаете еще нужно что то...не помню что но что то...Ну воообще какашка

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Сусанин (Иван)
Ваше имя:                     Код (для знающих):