Словари Онлайн

Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan)

- знаменитый англ. драматург и политический деятель, родился в Дублине 30 окт. 1751 г., умер в Лондоне 7 июля 1816 г. Комедия Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) "Школа злословия" - единственная действительно живая пьеса английского репертуара конца XVIII в. Она ставится на английских сценах и до сих пор. Некоторый интерес представляют и другие две комедии Ш., "Соперники" и "Критик". Этим по чти и исчерпывается все его литературное наследие. Непроизводительность Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) как драматурга объясняется, может быть, тем, что театр всегда был для него не целью, а средством. Природное чисто ирландское остроумие с первых же шагов доставило ему успех и известность, но как только то и другое было достигнуто, он перенес весь свой интерес на другое поприще. Отец Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) был актер, соперник Гаррика, приятель Джонсона. Мать Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) была писательница, автор романов и комедии "Открытие", в которой Гаррик нашел себе одну из своих лучших ролей. Театр был, таким образом, главным оплотом благосостояния родителей Шеридана, но честолюбие их заставляло смотреть на него лишь, как на переходную ступень к литературе и лучшему положению в обществе. Совершенно так же отнесся к театру и молодой Ш., когда оказалось необходимым искать себе заработка. Случилось это немедленно после его женитьбы на девице Линлей, известной красавице и певице, дочери музыкального антрепренера Линлея; Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) увез ее из родительского дома и тайно обвенчался с нею в Калэ. Когда 2З-летний Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) и его семнадцатилетняя жена поселились в Лондоне, единственными средствами их были 3 000 ф. Жена Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) могла бы продолжать петь в опере, но это казалось Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) унизительным и он предпочел открыть светский салон, в который ее пение привлекало бы избранное общество. При таких затеях надо было искать выгодного заработка. Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) легко сочинял стихи, в большинстве случаев светские, и имел огромный успех, как салонный остряк. Столкновение с прежними многочисленными женихами его теперешней жены подсказывало ему сюжет для комедии. Так возникли "Соперники", полные воспоминаний о недавнем прошлом сезоне в Бати. На первом представлении пьеса эта провалилась (17 января 1775 г.), но после некоторых переделок имела громкий успех. Как драматург, Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) возвращался к Конгриву и Фаркюгару, к так назыв. драме ранней Реставрации. Он порывал с сентиментализмом Стиля и шел в этом отношении за Футом и Гольдсмитом. В его комедии театр переставал быть холодно морализующим и напыщенно слезливым. Остряк и светский повеса, Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) вдунул в него жизнь и постоянную веселость. Вслед за "Соперниками" Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) поставил в том же сезоне фарс: "День св. Патрика". Вероятно, при помощи жены и в сотрудничестве со старым Линлеем он к ноябрю того же года скомпилировал оперу "Дуэнья". Первый год писательской деятельности Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) был, таким образом, особенно продуктивен. В результате получились и значительные денежный средства. Быстрыми шагами пошел Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) к той широкой жизни, о которой мечтал. Комплимент д-ру Джонсону, вставленный Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) в пролог к трагедии Саваджа "Сэр Томас Овербери", открыл ему двери в литературный клуб. В 1776 г. Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) вошел в часть с Гарриком в театре Дрюрилен. С судьбой этого театра связана вся остальная жизнь Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) Для этого театра была им написана его знаменитая "Школа злословия"; тут же был игран и "Критик", этот злой ответ завистникам Ш., обвинявшим его - как думают теперь историки литературы, совершенно несправедливо - в плагиатах. Истинного увлечения сценой у Ш., однако, никогда не было; не было и истинной любви к искусству вообще. В эти годы восстановления Шекспира, живя и работая с тем самым Гарриком, который впервые заставил понять величие "Гамлета" и "Макбета", Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) относился с холодным равнодушием в гениальному поэту. Как директор театра, он выказывал денежную изворотливость, останавливая своей неотразимой улыбкой сердитых кредиторов, умел со всеми ладить и быстро направлять дело, но каких-либо определенных артистических целей, по-видимому, не преследовал вовсе. "Критик" был последней его комедией. Говорят, будто актер Келли сказал однажды Ш., что он не пишет из страха перед автором "Школы злословия", которого не надеется превзойти. Истинная причина его молчания заключается скорее в том, что Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) больше всего любил жизнь со всем, что в ней веселого и блестящего, а легко дававшееся ему литературное дело, может быть, даже и недолюбливал, по лени и отсутствию истинно артистических интере совершенн. Может быть, именно этой антилитературностью Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) и объясняется особая живость его комедий, пробивающаяся даже сквозь тяготеющую над ними ложноклассическую условность. С конца 1770-х годов начинается деятельность Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) как члена палаты общин, где он занял место на скамьях оппозиции, среди вигов. Он был в то время близок к Берку и Фоксу, а противником имел Питта, только что начинавшего свою политическую карьеру. В начале на Ш., по-видимому, его друзья возлагали большие надежды; во время непродолжительного министерства Фокса он занимал должность секретаря казначейства. Главная сила Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) и на политической арене заключалась в быстроте реплики и остроумии, то злом, то добродушном. 7 февраля 1787 г., 3, 6 и 10 июня 1788 г. Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) произнес свои знаменитые речи против Варрен Гастингса по делам Индии и имел самый блестящий ораторский успех. Но это было первым и последним серьезным вмешательством Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) в политику. Его политической карьере особенно мешало то, что, сблизившись, как виг, с тогдашним принцем Валлийским, Ш., по-видимому, зашел слишком далеко в своей услужливости и не сумел себя поставить при дворе. От него одновременно отвернулись и его политические друзья, и сам принц, на личное расположение и благодарность нельзя было м возлагать малейшей надежды. На вопросе об отношении к французской революции партия вигов распалась. Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) своими неуместными сарказмами, заняв место между враждовавшими Фоксом и Берком, только ухудшал положение. С этого момента он утрачивает всякое влияние и всякое значение. Когда по смерти Фокса Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) захотел занять его место в палате в качестве депутата от Вестминстера, это было ошибкой, приведшей лишь к тому, что он перестал заседать в палате общин. Дела театра Дрюрилен шли неважно. Успех переделанных Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) "Испанцев в Перу" Коцебу (под названием "Писарро", 24 мая 1799 г.) не могли исправить положение вещей. Долги возрастали и изворотливость Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) лишь способствовала тому, что окончательная катастрофа все откладывалась. В сущности, еще в 1795 г., когда, по смерти первой жены, Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) вторично женился на мисс Огль, он уже был совершенно разорен. Может быть, не случись рокового пожара, в котором сгорел его театр, банкротство Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) обнаружилось бы лишь после его смерти, но сын его от первого брака хорошо уже понимал, что рассчитывать ему на какое-либо наследство невозможно. Катастрофа в делах Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) наступила, когда ему оставалось жить лишь несколько месяцев. Потеря места в парламенте и утрата покровительства принца Валлийского заставили его даже отведать долговой тюрьмы. Поступки Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) стали даже не безупречны. Принц Валлийский, теперь регент, дал ему 3 000 фн. на избирательную компанию, - но деньги эти пошли на уплату долгов. После пожара своего театра (1809) Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) чувствовал себя совершенно надломленным человеком. Энергия и изворотливость исчезли, а кредиторы становились неумолимы. Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) умер в пустом доме, где все имущество было продано с молотка, совершенно одинокий и забытый. Уже на смертном одре он получил две-три ничтожные подачки от своих бывших друзей и между прочим от принца Валлийского. Собрания сочинений Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) вышли в 1873 и 1874 гг. Драматические его произведения издавались множество раз, в "Bohn's Standard Library", в "Morley's Universal Library" с пред. Генри Морлея" (Л., 1883), в "Cassell's National Library", B"Bohn's select. library" и пр., а также отдельно, в 1890 г. Речи его по делу Вар. Гастингса изданы в 1859 - 61 г. О нем см. Moore, "Memoirs of the life of the R. Hon. R. B. Sh." (Л., 1825); Nicoll, "Great Orators" (Эдинбург, 1880); Weiss. "R. B. Sh. als Lustspieldichter" (Лпц., 1888); Lloyd С. Sanders, "Life of R. В. Sh." ("Great Writers"); по-русски "Школа злословия" и "Соперники" переведены Ветринским (изд. журн. "Пантеон Литературы", СПб., 1893) и З. А. Венгеровой ("Mир Божий", 1893); "Школа злословия" перев. П. И. Вейнбергом (СПб., 1894); о нем см. у Дружинина, "Крит. ст." (т. IV); А. П - ва, "Ш." в "Русской Мысли" (1892, Кн. 5); З. А. Венгерова, "Ш. " в "Mиpе Божием" (1893, ј 8). Е. Аничков.

Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan)
Ваше имя:                     Код (для знающих):