Словари Онлайн

Авраам (первоначально Аврам)

- ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии за 2040 л. д. Г. X. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери Авраам (первоначально Аврам) в св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским (_см. Herbelot I, 64) имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) - Аматлея, вероятно Аматсула - древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого Мира, Авраам (первоначально Аврам) первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван Авраам (первоначально Аврам) га-иври, что значить прибывший с той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С Авраам (первоначально Аврам) переселились жена его Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян, где Авраам (первоначально Аврам) в обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем. Вернувшись из Египта, Авраам (первоначально Аврам) отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; Авраам (первоначально Аврам) поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. Родственной связи однако ж Авраам (первоначально Аврам) с своим племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то А., узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять что либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. - Брак Авраам (первоначально Аврам) с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у Авраам (первоначально Аврам) был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а Авраам (первоначально Аврам) 100 л., у них родился сын Исаак, который и должен был быть прямым наследником Авраам (первоначально Аврам) и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с Авраам (первоначально Аврам) еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. А., не колеблясь, повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам (первоначально Аврам) занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг Авраам (первоначально Аврам) служит у евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников. - Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет. Авраам (первоначально Аврам) женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как "отца множества племен". - Авраам (первоначально Аврам) умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махпелу, купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу. Мохаммедане построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь. Многое из передаваемого об Авраам (первоначально Аврам) в библейском рассказе может быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви сохранились об Авраам (первоначально Аврам) разные предания. По этим преданиям Авраам (первоначально Аврам) занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и впоследствии распространял среди Финикиян и даже Египтян (Phil. opp. II, 13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2). Некоторые считают Авраам (первоначально Аврам) изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония). Арабы утверждают, что Авраам (первоначально Аврам) был в Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и евр. предание. См. подробности о всех легендах об Авраам (первоначально Аврам) в кн. Беера "Leben Abrahams". Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отожествляют Авраам (первоначально Аврам) с Брамою, другие с Зороастром, еще другие, наподобие древнего Филона александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий. См. Бернштейна "Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob" (Берлин, 1871). Критически-историческое освещение преданий об Авраам (первоначально Аврам) у Авраам (первоначально Аврам) Гейгера "Urschrift etc" (Бресл., 1857) и Гицига "Geschichte des Volks Israel" (Лейпциг, 1869).

Авраам (первоначально Аврам) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Авраам (первоначально Аврам)
Ваше имя:                     Код (для знающих):