Словари Онлайн

Лампада

. - На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, primmikhrioV, primicerius, от chruV воск или cera свеча). В более обширном смысл Лампада назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил. Нет достаточных оснований объяснять употребление Лампада и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или Иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, - свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (_см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7 - 8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся плaмeнеют любовию к Богу. Вообще обилие света Лампада при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Лампада и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собою елей для Лампада Кроме мест богослужебных собраний, Лампада в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено не мало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Лампада Иногда вместо столбиков постаментами для Лампада служили треножники или канделябры. Лампада над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Лампада в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Ресси думает, что Лампада с христианскою орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой люстры,. висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Лампада или свечами. Такие короны Лампада или Лампада стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. kwroV (круг). В первобытной церкви Лампада делались из глины (преимущественно красной), из терракотты, позже - из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Лампада часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Лампада имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы I. Христа, буквы w. Начиная с VI в. Лампада часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка - "доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Лампада в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца. На одной древней африканской Лампада имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Лампада ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Лампада глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Лампада см. у Мартиньи, "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889). И. Б - в.

Лампада словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Лампада - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Лампада - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Лампада - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Лампада - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Лампада - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Лампада
Ваше имя:                     Код (для знающих):