Словари Онлайн

Лафонтен (Jean de La-Fontaine)

- знаменитый французский баснописец, род. в 1621 г. в Шато-Тьери, ум. в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен (Jean de La-Fontaine) провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. В 1647 г. отец Лафонтен (Jean de La-Fontaine) передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-ти летней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме с своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен (Jean de La-Fontaine) имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Впервые стихи, превратившие Лафонтен (Jean de La-Fontaine) из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elegie аuх numphes de Vaux", в которой он горячо заступался перед Людовиком ХIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sabliеre; когда последняя умерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart, который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда и направлялся", гласил наивный ответ баснописца. В 1659 - 65 гг. Лафонтен (Jean de La-Fontaine) был деятельным членом кружка "пяти друзей" - Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де Севиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтен (Jean de La-Fontaine) в академию, членом которой он сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sabliere, Л., в последние годы жизни, сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была только его поэзия. Значение Лафонтен (Jean de La-Fontaine) для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полулирических, полуфилософских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была "Joconde" (1665), легкомысленное и остроумное подражание Apиocто; за этим последовал целый ряд "сказок", крайне скабрезных. В 1668 г. появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: "Fables d'Esope, mises en vers par M. de LaFontaine"; 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги - в 1694 г. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен (Jean de La-Fontaine) все более становятся свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большею частью какое-нибудь настроение. Лафонтен (Jean de La-Fontaine) менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нем абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Лафонтен (Jean de La-Fontaine) Они велики своими художественными достоинствами; автор создал в них "комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях. Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Лафонтен (Jean de La-Fontaine) способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы. См. "Eloges" Лафонтен (Jean de La-Fontaine) в сочин. Perranit, d'Olivet, Laharpe, Chamfort; Waickenaer, "Hist. de la vie et des ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824); Marthy Laveaux, "Essai sur la langue de L." (1853); Saunte Beuve, "Portr. litter." (т. 1), "Cans. du Lundu" (т. VII); Taine, "L. etses fables" (1861); P. Soullie, "L. et ses aevanciers" (1861); Saint-Marc Girardin, "L. et les fabulistes" (1867); Paul de Remusat, "L. naturaliste" ("Rev. des Deux. Moudes", дек., 1869); J. Claretie, "L. et ses critiques" ("Rev. des Cours litter.", т. 1). Часть басен Лафонтен (Jean de La-Fontaine) (иллюстр.) дана в приложении к журналу "Звезда" (1895).

Лафонтен (Jean de La-Fontaine) словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Лафонтен (Jean de La-Fontaine)
Ваше имя:                     Код (для знающих):