Словари Онлайн

Литургия (от litoV - общий и ergon - дело)

- название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам видно, что при апостолах Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) соединялась с "вечерями любви" или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил молитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время"; писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Из писаний апостольских (Деян. II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV) видно, что Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) некоторые ученые считают древний список Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) можно проследить уже по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея и Оригена (174 - 254) состав Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть и к более раннему времени. После II в. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л., получающую название Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого числа лиц научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф. Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианское богослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, на Востоке, Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л., сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., даже римская до Геласия, были подражаниями Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) греческим; в первые два века даже язык Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) западной был большей частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) восточной. Ни Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Вел., ни Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Вел., сделавшись общеупотребительной у греков, была принята также церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служения, а Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) составлена им уже в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Златоуста есть переработка одной из Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Великого. Церковь приняла Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Л., под именем Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени. С VI в. начинается новый период в истории Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Церковно-богослужебной внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический смысл. Прежде всего результатом такого стремления было установление проскомидии, в современном ее значении. Так как класс оглашенных в это время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше надобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она становится первой, начальной частью Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германа проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой извлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым он извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покров над дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. по снятии с креста и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон, без участия священника. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) оглашенных в это время слилась в один состав с Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., после второго антифона, вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малый вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви, а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в мир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения после евангения, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за ней - ектения об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малого входа и до великого, получает символическое значение, изображая трехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимской песнию, внесенной в состав Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) при Юстине Младшем. Чем дальше, тем больше обозначается нынешний состав Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Чтение символа веры введено в 510 г., пение "Достойно есть яко воистину... " - с 980 г., пение "Да исполнятся уста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустовой Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) установлена окончательно, и в этом виде перешла в Россию при митр. Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) продолжались, однако, и в последующее время. Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься собиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученой обработкой, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Ренодо насчитывает до 30, а Ниль - до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер в 1587): "Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудов см. в монографии профессора А. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Катанского: "Очерк истории древних национальных Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Запада" (в "Христианском Чтении", 1868 - 70 г.). Метод издания Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологический порядок, другие - топографический, т. е. по местностям или церквам, третьи - по внутреннему сродству Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Последний метод является господствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) " (СПб.: 1874 - 78). Все известные тексты Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) делятся, по этой системе, на пять групп: 1) Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольских постановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Вел. и Златоуста, сирская Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия и Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Григория, просветителя Армении); 2) Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) александрийские (Л. эфиопского текста "апост. постановлений", Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общая абиссинцев и др.); 3) Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Нестория и др.); 4) Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) западные греческого типа (галльская и испаноготская, галликанская позднейшая, медиоланская и др. ) 5) Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) западные римские (миссы пап Геласия и Григория Великого, Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) триентского собора - нынешняя Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римской церкви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые памятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) римской церкви, при ближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четырем первым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно было бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Рима. Но мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники существовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V и VI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католической литературой, составлявшейся под сильным влиянием личного творчества римских первосвященников. Древнейшие подлинные Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) римской церкви находятся в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около 495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) служит Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняется внесение им в Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде (лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей, установления новых праздников и др. причин. С XI в., вследствие установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках, в римской Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии. Появились различные чинопоследования миссы: для пап, для епископов разных степеней, для аббатов и простых священников, мисс приходской и соборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, совершаемых на престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени реформации пересмотр чинопоследования Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) оказался необходимым, и триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия составила новый миссал, который буллой папы 1570 г. сделан был обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех стран, где местная Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) оставалась неизменной в течение 200 лет). Окончательно чин римско-католической Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) исправлен при Урбане VIII, в 1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) издается в Missale romanum и существует в русском переводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составе римско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических (учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Даров), католическая Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) отличается от православной еще составом молитв, порядком чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет священной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия; вместо антиминса на престоле имеется лишь corporale - простой плат, который только благословляется (benedicitur), а не освящается (consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение, что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообще католическая Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) значительно короче православной, состоя лишь из двух частей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию (introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие, чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так называемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый "канон" миссы - молитвы освящения даров и причащение. Из древних Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) одна ныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это - "литургия преждеосвященных даров" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missa praesanctificatorum), известная у нас также под именем Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Григория Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными писателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большей частью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокой древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и Запада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615 г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...". Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриарху константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав - константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась на Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, в сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один раз в год - в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви и доселе). Как видно из самого названия, Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) преждеосвященных даров есть такая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествовавшей Л., в виду необходимости устранить радостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаянной скорби. К Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения, известные под именем "часов" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" и вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (_см. "Л. преждеосвященных даров", Москва, 1850). Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) в православной церкви может быть совершаема каждый день в году, кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершается Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Иоанна Златоуста. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) преждеосвященных даров установлено совершать в известные дни четыредесятницы. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) Василия Великого совершается десять раз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления и в день памяти Василия - 1 января. Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) может быть совершаема лишь в храме, и только в исключительных случаях - в обыкновенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления относительно Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемом в конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указов. Гражданскими законами на время Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) запрещается торговля в питейных домах. Н. Б - в.

Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Литургия (от litoV - общий и ergon - дело)
Ваше имя:                     Код (для знающих):