Словари Онлайн

Ода

(от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) - принадлежит к роду так наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. Ода была предназначена для большого круга слушателей и должна была отличаться серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном; в этом ее отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроения поэта и рассчитанной на интимный круг почитателей. Дорическая лирика отличалась от эолийской и формою: вместо коротких, куплетных строф она создала строфы величавые, длинные, из которых каждая распадалась на три части (строфу, антистрофу и эпод: первые две слагались из одинакового числа стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо, движению влево и остановке, после которой движение возобновлялось с новой строфы. Содержанием Ода были Бог, религия, природа, искусство, истина, отечество и тому подобные, обязательно грандиозные сюжеты. По своему содержанию Ода распадалась на собственно О., гимн и дифирамб. Несомненно, что древнегреческая Ода создалась под влиянием восточной цивилизации. Ода в виде гимна, славословящего божество - излюбленный род древнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисея в Исходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. д.). Греческая ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна и дифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философского элемента, хотя и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии. Лучшими одописцами древней Эллады считаются: эолиец Алкей, наиболее известный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть к тираннии, прелести свободы, горе изгнания; дориец Алкман, прославившийся своими "парфениями" (песнями для девичьих хоров) религиозно-чувственного содержания и хоровыми песнями, посвященными политическим событиям; иониец Симонид, писавшим хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили у Пиндара (VI в. до Р. Хр.), соединившего в себе серьезность дорийской поэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны и дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не получили литературного развития, так как вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал Гораций, в наиболее торжественных из своих Ода и в своей "Песне столетию" (Carmen Saeculare); Ода эпикурейского характера, составляющие в сборнике Горация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону и выходят за пределы понятия Ода в тесном смысле слова. Форма Горациевых Ода не столь строга и величава, как у Пиндара; его строфа обыкновенно четверостишная (Фету было удобно переводить эти Ода четверостишными куплетами); он пользовался, большею частью, короткой строфой - алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса возродилась и О.; виднейшим представителем Ода в Италии в XVI - XVII вв. был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователями Петрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики; образцами его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов". Насадителем латинской Ода во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями (так наз. "Плеядой"), сочинявший Ода "горациевские", "анакреонтические", "пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальянских песнях, а Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров, создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы - chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа пользовалась лирикоэпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда, героическая Ода возрождения получила право на существование благодаря поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую Ода в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast" (положена на музыку Генделем). В XVIII в. Ода получила особенно сильное развитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буало возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой Ода дал еще в XVII в. Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля Рамбулье; ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобы достигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо. Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской лирической поэзии XIX в. Ода уже не играет видной роли; она оттеснена более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не держались ее традиционных метрических форм; таким образом Ода писали в Германии - Гете, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии - Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение Ода - В русской народной поэзии характером Ода отличаются так наз. "духовные стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т. д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки искусственной Ода принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской Ода написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложенная шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десяти стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в. мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским "Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига); стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буало и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по содержанию русскими Ода были Ода Ломоносова, в которых, с непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного гения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспевается Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова, начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской Ода представляет собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей Ода необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный, задушевный тон реалистической Ода ("Фелица", в которой Державин подражал Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями новой философии ("Бог"), и Ода описательная ("Водопад"), и Ода сатира ("Властителям и судьям"). Державинская Ода "Бог" может считаться едва ли не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была переведена на множество языков. Державинский тип Ода надолго стал руководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самого Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим художественным реализмом окончательно вывел из моды старую Ода насмешки над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшего одописцев в "Чужом толке". Вс. Ч.

Ода статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
ОДА - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Ода - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Ода - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Ода - Словарь иностранных слов
Ода - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Ода - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Ода - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Ода - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Ода
Ваше имя:                     Код (для знающих):