Словари Онлайн

Опера

(opera - итал., Орег - нем., opera - французский ) - художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели Опера на тот путь, на котором ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название Опера стало применяться к ним в первой половине XVII стол. В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в Опера имеет преобладающее значение, тем не менее успех ее находится в зависимости от текста , который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию хора. Задача Опера - не эффектность, а полная выразительность. Опера отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили Опера в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой недостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился. Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося в своих позднейших Опера речитатива и ариозного пения; меньшинство, не отрицая полезности этих форм, вводит в свои Опера также арии и ансамбли, т. е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего направления пользования речитативом, ариозо или округленными формами совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в Венеции; ранее Опера служила только для придворных развлечений. Первой большой Опера можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 Опера Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне", 1627), во Франции Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; в Испании первые Опера появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый написал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливая встреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая Опера (opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - французский ), полукомическая (semiseria), комическая Опера (орега-buffa - итал., opera-comique - французский , Spieloper - нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые вставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебный стрелок" Вебера. Отпрыском комической Опера следует считать оперетту , которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол. Опера делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце Опера - эпилог. В состав Опера входят: солисты, хор, оркестр, военный оркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии, дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм- увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. Н. С.

Опера словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Опера - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Опера - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Опера - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Опера - Словарь иностранных слов
Опера - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Опера - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Опера - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Опера - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Опера
Ваше имя:                     Код (для знающих):