Словари Онлайн
- исполнители и может быть творцы древнегреческих эпических песен. Вопрос о происхождении рапсодов и их первоначальной деятельности представляется спорным. Древнейшее свидетельство относится к 607 г. до Рапсоды (raywdoi) Х., когда сикионский тиран Клисфен, по случаю войны с Аргосом, запретил Рапсоды (raywdoi) в Сикионе рецитировать Гомера, так как последний прославил в своих поэмах Аргос и Аргивян. Вероятно Рапсоды (raywdoi) существовали и раньше, но с какого времени они ведут свое начало, какова была их деятельность, где именно существовали школы рапсодического искусства - на все эти вопросы можно отвечать лишь догадками, над построением которых много трудилась новейшая филология, начиная с конца прошлого века. Самое слово Рапсоды (raywdoi) в догеродотовской литературе не встречается, если не считать одного места у Гезиода (frag. 34), который называет себя и Гомера rayanteV aoishn. Ничто, впрочем, не говорит против древности этого слова, и отсутствие его у Гомера можно объяснить, как это делает Bergk, метрическим свойством формы rayaoidoV, которая не укладывается в гекзаметр. Попытки уяснить понятие слова этимологическим его анализом не привели к определенным результатам. Одни, исходя из перифразы Пиндара, который определил Гомеридов как raptvn epewn aoidoi, производили слово Рапсоды (raywdoi) от глагола raptw (шью) и ydh (песнь) и видели в Рапсоды (raywdoi) слагателей ("сшивателей") песен, при чем, по мнению Бергка и Вольфа, в понятии "шить" указывается творческая деятельность поэта, искусно слагающего ("сшивающего") из слов целую песнь. К. О. Мюллер видел в Рапсоды (raywdoi) составителей ("сшивателей") непрерывного ряда одинаковых стихов, не разбивающихся на строфы; при таком объяснении Рапсоды (raywdoi) - то же, что эпические поэты, так как эпический размер (гексаметр), не допуская деления на строфы, состоял из одинаковых метрических единиц. Представители теории песен (Лахманн и др.) видели в Рапсоды (raywdoi) составителей целых поэм из отдельных песен. Другие (Bernhardy, Jd. Meyer) разлагали слово rayjdoV; на rabdoV (трость) и jdh (песнь) и видели в Рапсоды (raywdoi) певцов исполнителей, державших в руках, вместо лиры, символ своей деятельности - rabdoV. Эти Рапсоды (raywdoi) исполнители, по мнению Мейера, сменили творцов-аэдов, отметив своею деятельностью вторую стадию развития греч. поэзии, когда музыка отделилась от рецитации и эпос начал декламироваться, причем в первое время рапсодическое искусство не исключало творчества. Третьи (Croisel) считают оба первые толкования неудовлетворительными, отказываясь, за неимением других данных, от объяснения слова. Во всяком случае большинство ученых признает, что Р., современные гомеровским поэмам, не были похожи на позднейших Р., которые в историческую эпоху являлись профессиональными декламаторами и толкователями преимущественно гомеровской поэзии. Общественное положение древних Рапсоды (raywdoi) было, повидимому, почетно: хотя они принадлежали к классу демиургов и зарабатывали себе пропитание своим даром песнопения, однако, появление их приветствовалось всеми. Переходя, из города в город, Рапсоды (raywdoi) мог прославить дом и род своего гостеприимного хозяина; поэтому на пиру ему отводилось почетное место. В эту эпоху Рапсоды (raywdoi) были как бы трубадурами и далеко не были похожи на позднейших Рапсоды (raywdoi) жонглеров, которых Сократ (в "Пире" Ксенофонта) называет "глупым народом" (eJnoV hliJiwteron). Подобно древним художникам и литейщикам, Рапсоды (raywdoi) составляли особый класс или цех и делились на группы или семьи (школы); члены которых считали свою профессию фамильной, передавая преемственно искусство рецитации и сокровища поэзии. Такую фамилию профессиональных Рапсоды (raywdoi) представляли, быть может, xиoccкиe гомериды. которые считались распространителями песен своего великого предка-эпонима. Древнейшими Рапсоды (raywdoi) были, по мнению Бергка, Демодок и Фемий, выведенные в Одиссее певцы-кифареды. Они пели эпические произведения под аккомпанемент струнного инструмента, кифары (форминга). Позднее, с развитием музыки, монотонное исполнение эпических мелодий перестало удовлетворять слушателей: музыка перестала служить аккомпанементом, пение заменилось рецитацией, при чем поэт или Рапсоды (raywdoi) пользовался струнным инструментом лишь во вступлении (prooimion), как бы для того, чтобы направить свой голос. Позднее, когда музыка совершенно отделилась от рапсодических декламации, Рапсоды (raywdoi) вместо лиры держал лавровую трость, как символ дара песнопения (трость - или жезл - была также атрибутом глашатаев - khruceV, которые, подобно певцам, состояли под покровительством Зевса). Рапсоды (raywdoi) декламировали преимущественно эпические произведения (хотя упоминаются и Р.-исполнители лирических песен; напр. Клеомен рецитировал в Олимпии KaJasoi Эмпедокла) и были их распространителями, особенно при отсутствии грамотности в народе. Сферой деятельности их были первоначально палаты знатных богачей героического периода, позднее - общественные празднества, на которых поэтическому состязанию было уделено почетное место, наряду с гимнастическим и конным. Необразованная толпа с интересом слушала песни Гомера; женщинам и мужчинам были одинаковы доступны эти состязания, игравшим роль народной школы в древнюю пору греческой жизни. Историческая заслуга Рапсоды (raywdoi) заключалась в том, что они сеяли просвещение в эпоху, когда еще не существовало письменности: благодаря их деятельности гомеровский эпос в течение VIII и VII в. распространился по о-вам Средиземного моря (Иос, Родос, Кипр, Крит), а затем был перенесен на греческий материк и на Запад. Креофилу Самосскому приписывается перенесение гомеровского эпоса в Спарту, Кинэеу Хиосскому - в Сицилию; распространение эпоса в Аттике приписывается Рапсоды (raywdoi) смирнской школы. В то же время были учреждены рапсодические состязания в Кипрском Саламине, Спарте, Сикионе, Олимпии, Эпидавре, Афинах (на празднике Панафиней). К началу VI века относится установление особых законов, касавшихся деятельности Рапсоды (raywdoi) Путем устной передачи гомеровская поэзия могла утратить свой первоначальный вид (александрийские грамматики всю порчу гомеровского текста приписывали рапсодам); государство озаботилось, поэтому, установлением единой редакции эпических песен. В то же время Солон, по преданию, издал закон, чтобы Рапсоды (raywdoi) на состязаниях декламировали в определенном порядке и по установленному тексту (exupobolhV - выражение, составляющее один из спорных пунктов гомеровского вопроса). Это распоряжение было подтверждено Гиппархом, который издал приказ, чтобы рапсоды рецитировали exupolhyewV, т. е. чтобы каждый начинал рецитацию с того места, где остановился предыдущий агонист. Канонический экземпляр, редактированный в VI в., спас поэмы от окончательного искажения. Практика фрагментарной рапсодической декламации разделила Одиссею и Илиаду на отделы или песни, называемые рапсодиями. Позднейшие Рапсоды (raywdoi) не пользовались уже тем почетом, как древние. Несмотря на это, рапсодическое искусство не падало; напротив, на сколько можно заключить из платоновского диалога "Ион", оно находило еще много ценителей. Платон приравнивает рапсодическое вдохновение к поэтическому и в этом видит сущность рапсодического искусства. Из того же диалога мы узнаем, что Рапсоды (raywdoi) были толкователями Гомера и преподавателями гомеровской энциклопедии. Рапсодика составляла часть театрального искусства (upokritikh); Рапсоды (raywdoi) должен был быть хорошим жестикулятором и драматическим актером. Выступая на сцену, он облекался в цветной пестрый костюм и надевал на голову золотой венок; его декламация напоминала декламацию трагических актеров. Рапсодическое искусство пережило классическую эпоху греческой жизни, и перешло в Александрию. Состязания Рапсоды (raywdoi) упоминаются в Орхомене, Феспиях и др. местах еще при императорах. Литература (кроме общих трудов по истории греч. литературы): Платон, "Ион"; Dressig, "De rhapsodis" (Лпц., 1734); Wolff, "Prolegomena ad Ноmеrum" (1795; 3 изд., 1884, Галле); Nitsch, "Derhapsodis aetatis Atticae" (Киль, 1835); W. Muller, "Homerische Vorschule" (Лпц., 1836); Sengebusch, "Dissertatio Homerica" (Лпц., 1861); Weicker, "Der epische Cyclus" (Бонн, 1865); Ф. Соколов, "Гомеровский вопрос" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1868, ј II, стр. 379, 403); Niese, "Die Entwickelung d. Homerischen Poesie" (Берл., 1882); Джебб, "Введение к Илиаде и Одиссее" (СПб., 1892, стр. 84 след.). Н. Обнорский.
В других словарях:
...