Словари Онлайн

Рейхлин (Иоанн)

- знаменитый нем. гуманист, род. в 1455 г. в Пфорцгейме; учился в городской школе, был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего Фридрих, ровесник Р., подружился с ним и взял его с собой в Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Рейхлин (Иоанн) еще раз посетил Францию и занимался в Орлеане и Пуатье юридическими науками. Сделавшись одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он совершил вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал в Италии, где усовершенствовался в еврейском языке, который стал изучать еще в Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Рейхлин (Иоанн) имели Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении в Штутгарт Рейхлин (Иоанн) сделался асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвел его в дворянское достоинство. Позже Рейхлин (Иоанн) был профессором в Гейдельберге, затем в Ингольштадте и Тюбингене. Умер в 1522 г. Свои обширные знания Рейхлин (Иоанн) изложил в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его - это изучение еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел трактат Р.: "De verbo mirifico", в 1506 г. - "Derodimentis hebraicis", в 1517 г. - "De arte cabbalistica libri V.", в 1518 г. - исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. "De verbo mirifico" служит как бы введением к "De arte cabbalistica". В этих двух трудах Рейхлин (Иоанн) останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum miriticum разумелось в Каббале "letragrammaton" - т. е. таинственное состояние четырех букв lhvh, "несравненное наименование, не изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3 = 6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих античных и христианских. По мнению Р., ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовления к небесному блаженству. "De rudiments hebraicis" - наполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Рейхлин (Иоанн) воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Рейхлин (Иоанн) по евр. языку были в высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием евр. языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, в которую вкралось много ошибок. Вульгате сам Рейхлин (Иоанн) противопоставлял "Veritas hebraica". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками его была Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Рейхлин (Иоанн) вызван был на спор евреем-перекрещенцем Пфефферкорном. Продолжительный литературный конфликт, возникший между обоими, по справедливости считается высшим пунктом развития нем. гуманизма. Пфефферкорн предложил сжечь все евр. книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Рейхлин (Иоанн) восстает против этого предложения. Он подразделяет все евр. книги на несколько категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд и т. д.) и доказывает, что в каждой из них есть много полезного и для христиан. Уничтожение всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами не уверены в правоте своего дела. Рейхлин (Иоанн) советует открыть в каждом немецком университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка. В заключение он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована евреям самими императорами. Пфефферкорн, в трактате "Handspiegel" резко и грубо задел Р., обвиняя его даже в подкупе евреями. Рейхлин (Иоанн) отвечал брошюрой "Augenspiegel", где взывал к солидарности всех ученых сил Германии против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы, с Гохстратеном во главе, не могли оставить без ответа брошюру Р.; спор последнего с Пфефферкорном был перенесен на церковный форум. Богословский факультет кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи все свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда. Завязалась бесконечная литературная борьба Рейхлин (Иоанн) и его сторонников с кельнскими обскурантами. Имп. Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Рейхлин (Иоанн) Кельн и Майнц сделались центрами 2-х противных направлений - обскурантизма и гуманизма. Папа Лев X, к которому обратились в разгар спора, очень либерально отнесся к Рейхлин (Иоанн) и повелел даже открыть кафедру еврейского языка в Риме. Только в 1520 г., когда реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил свое отношение к рейхлиновскому делу и издал указ против Рейхлин (Иоанн) Рейхлиновский спор вызвал выход в свет знаменитого сборника: "Письма темных людей", в котором, однако, сам Рейхлин (Иоанн) участия не принимал. Рейхлин (Иоанн) был столь же выдающимся эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется то греческое произношение, которое, в противоположность эразмовскому атацизму, обозначается словом итацизм. Статуя Рейхлин (Иоанн) входит в состав памятника реформации, воздвигнутого в Вормсе. Лучшая монография о Рейхлин (Иоанн) принадлежит Л. Гейгеру: "Job. Reichlin, sein Leben und seine Werken" (Лпц., 1871). Ср. его же, "Историю возрождения в Италии и Германии". Г. Ф.

Рейхлин (Иоанн) статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Рейхлин (Иоанн)
Ваше имя:                     Код (для знающих):