Словари Онлайн

Речитатив

- вокальная музыкальная форма, не подчиненная симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная форма была бы здесь неестественна (напр. "О горе", "О радость", "О Господи"). Речитатив есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъема и падения голоса. По мере того как текст Речитатив становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, Речитатив бывает троякого рода: 1) сухой (secco), 2) размеренный (a tempo), 3) певучий (ариозное пение). Во всех трех родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. Сухой Речитатив имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых аккордов без фигур и не выражает настроения; а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Аккорды берутся преимущественно там, где в Речитатив есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурою, выражающий настроение. Такой Речитатив имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого Речитатив неопределенная и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности соответствует перемене мысли в тексте. Если в такте Речитатив нет аккордов, то капельмейстер не выбивает четыре четверти, а дает только один взмах. Вокальная партия такого Речитатив пишется для голоса центрально, т. е. в среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты сильного драматического настроения. Речитатив размеренный (a tempo) бывает в различном счете - 4/4, 3/4 и пр. Во время пения Р., не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неопределенная, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой Речитатив в темп и дирижируется сплошь. Певучий Речитатив (ариозное пение) - наиболее развитая форма Речитатив Вокальная партия отличается здесь мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и предыдущий, этот Речитатив не стеснен модуляционным планом. Форма свободная. Речитатив может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими Р., богаче как в гармоническом. так и в ритмическом отношении; в нем проводится фигура (мотив). Цель аккомпанемента - выражение настроения. Пение, имеющее округленность и большую законченность, но лишенное коленного склада, называется ариозо. Для ариозного пения требуется текст с лирическим содержанием. В вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р., переходя от одного к другому. Для всех Речитатив может служить текстом проза, но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С.

Речитатив словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Речитатив - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Речитатив - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Речитатив - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Речитатив - Словарь иностранных слов
Речитатив - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Речитатив - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Речитатив - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Речитатив
Ваше имя:                     Код (для знающих):