Словари Онлайн
(греч. созвучие)- название оркестрового сочинения в нескольких частях. Симфония - самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой . Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, Симфония имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо , реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что Симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в Симфония надо выдвинуть разные оркестровые группы. Симфония представляет двоякий интерес: чисто музыкальный , в смысле творчества и формы, и оркестровый симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом Симфония может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся Симфония и состоявшая из allegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей Симфония была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В Симфония только первая и последняя части имеют туже тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой и определяется тональность целой Симфония Творцом новейшей формы Симфония и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области Симфония В форме Симфония сказал новое слово Шуман (в особенности в Симфония d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у Бетховена, в его девятой Симфония С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. Пасторальная Симфония Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые ввели программу в Симфония Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр. Н. Симфония
В других словарях:
Симфония - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Симфония - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Симфония - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Симфония - Словарь иностранных слов
Симфония - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Симфония - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Симфония - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Симфония - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...