Словари Онлайн

Сонатная форма

- При возникновении Сонатная форма формы, до XVII ст., каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась сонатой (от sonare или suonare - звучать), а для пения - кантатой (cantare - петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорд, носили тоже название. В таких пьесах украшение фиоритурами составляло необходимый прием. Кроме того, для оживления их прибегали к сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии инструментальной пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая часть сопровождалась лишь сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной части forte, а другой piano. Сонатная форма форма с двумя самостоятельными темами, контрастирующими между собой, является у Доменико Скарлатти, считающегося основателем Сонатная форма формы, получившей в конце XVIII ст. полное развитие. Установившаяся Сонатная форма форма начинается с главной партии (период) в главной тональности, побочной партии с новой темой (преимущественно период), в тональности по квинтовому направленно вверх с главной. Если главная партия в миноре, то нередко побочная партия пишется в параллельной мажорной тональности. За побочной следует в той же тональности заключительная партия (предложение, реже период), с новой темой. Этим заканчивается первый отдел сонатной формы, который повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела. Вся тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В этот мотив вносится новый элемент. Мотив дополняется, немного видоизменяется ритмически, иногда расширяется, затем переходят к другой теме первого отдела, прибегают к полифоническим приемам, делая имитацию из мотива темы. Нередко в разработке прибегают к секвенциям. Вообще, разработка скорее должна напоминать тематический материал первого отдела, чем представлять точное его повторение. Принцип разработки - новое музыкальное строение на основании предыдущего материала. В разработке преобладают модуляции в тональности преимущественно по квинтовому направление вверх от главной тональности первого отдела, причем не касаются тональностей тем первого отдела или долго на них не останавливаются. В конце разработки пользуются органным пунктом на доминанте главной тональности, после чего переходят к третьему отделу, составляющему повторение первого, с той только разницей, что все три партии - главная, побочная и заключительная - пишутся в той же главной тональности. В Сонатная форма форме в минорной тональности побочная партия пишется в третьем отделе или в главной тональности, или в одноименном мажоре. То же делают и с заключительной партией. Сонатная форма форме предшествует нередко вступление в медленном темпе, состоящее из цепи ходообразных предложений, модулирующих в тональности близкие, а иногда более или менее удаленные от главной тональности сонатной формы. Цель вступления - подготовить слушателя к главной тональности. В конце приписывается кода - род тематической разработки (преимущественно в темпе Сонатная форма формы), модулирующей в тональности по квинтовому направлению вниз от главной и многократно возвращающейся к ней. Кода заканчивается в главной тональности. Сонатная форма форма расширяется вставкою, партии так называемой переходной или связующей между главной и побочной партиями, а также между побочной и заключительной. В первой части эта переходная партия может иметь новое тематическое содержание. Находясь между главной и побочной партиями, она не пишется в тональности квинтой выше главной. В третьей части переходные партии являются весьма полезными, так как, модулируя в ближайшие тональности, они вводят освежающий элемент между тремя партиями, написанными в той же главной тональности. Иногда после побочной партии как в первом, так и в третьем отделах ставится еще новая побочная партия, в тональности предшествовавшей побочной. Такой прием применяется, если первая побочная партия недостаточно развита и содержательна, Сонатинная форма есть уменьшенная сонатная: все партии менее развиты и имеют более легкое содержание. Разработка во втором отделе очень малая или ее заменяют небольшим ходом в ритме первого отдела. Нередко второй отдел в сонатине вовсе выпускается. Характерный признак сонатины заключается в том, что побочной партии в первом отделе предшествует половинная каденция в главной тональности и побочная партия начинается с того же трезвучия, каким закончилась половинная каденция. Как сонатная, так и сонатинная формы пишутся обыкновенно в скором темпе, гораздо реже - в медленном. Сонатинная форма развилась благодаря трудам Джованни Самартини (первая половина XVIII стол.), Боккерини (конец XVIII стол.), Моцарта, Гайдна и в особенности Бетховена. Сонатная форма форма - самая совершенная и обширная; она составляет принадлежность наилучших инструментальных произведений как для фортепиано, так для скрипки и для оркестра. В фортепианных сонатах, струнных квартетах, трио, секстетах, октетах, симфониях, увертюрах, концертах эта форма встречается в первой части этих сочинений, нередко в последней и реже в средней части (в медленном темпе). Сонатная форма форма применялась и в вокальной музыке при Моцарте, Бетховене, но в сокращенном виде, напр. в операх Моцарта "Свадьба Фигаро". Н. Соловьев Сони - (Myoxidae) - семейство млекопитающих отряда грызунов (Rodentia s. Glires) подотряда Simplicidentata. Небольшие животные, напоминающие белок по своему образу жизни на деревьях. Голова вытянутая с заостренной мордой, большими глазами и широкими закругленными ушами. Ноги короткие и тонкие; передние имеют 4 пальца и бородавку со сплющенным когтем вместо пятого, задние - 5 пальцев. Хвост длинный и большего частью густо покрытый длинными волосами. Мех пушистый и мягкий. Череп без заднеглазничных отростков и сужен в лобной области; по форме приближается к черепу крыс. Нижняя челюсть отличается длинным и узким венечным отростком. Резцов 1/1, ложнокоренных 1/1, коренных 3/3. Коренные и ложнокоренные зубы имеют ясно выраженные корни и жевательная поверхность их покрыта невысокими поперечными складками эмали. Защечных мешков нет. Ключицы хорошо развиты. Большая и малая берцовые кости отчасти срастаются друг с другом. Слепой кишки вовсе нет, в отличие от всех остальных грызунов. Ведут большею частью ночной образ жизни. Питаются преимущественно растительной пищей, но более крупные представители истребляют яйца птиц и нападают на птенцов. Зимой впадают в глубокую спячку. Населяют палеарктическую и эфиопскую области. К этому семейству относятся 5 родов: Муоxus (Европа), Eliomus (эфиопская и палеарктическая область), Graphiurus (эфиопская область), Claviglis (зап. Африка), Muscardinus (Европа), из которых только последний безусловно самостоятелен, тогда как остальные 4 могут быть соединены в один род Myoxus. Наиболее известны: 1) полчок (Муоxus glis). Распространен по всей южн. Европе до Волги и Кавказа. Длина тела 16 стм., хвоста - 13 стм. Мех сверху пепельно-серого цвета; на животе, на внутренней стороне ног, на нижней части морды, на щеках и горле - белого. Перистый с пробором посредине пушистый хвост, переносье и верхняя губа буроватосерого цвета. Ложнокоренной и задний коренной зубы меньше обоих передних коренных. В конце апреля полчки спариваются. После 6-недельной беременности самка мечет 3 - 6 голых и слепых детенышей. Гнезда свои полчки устраивают в скрытых местах, в дуплах деревьев и в расщелинах скал и т. п. Отличаясь чрезвычайной прожорливостью, полчки к осени сильно жиреют. В горных странах уже в августе они устраивают себе на зиму гнезда и собирают туда пищевые запасы. Во время периода спячки, который длится 6 - 8 месяцев, они изредка просыпаются и едят. За полчками охотятся как ради меха, так и ради их мяса. Римляне разводили и откармливали их. Садовая Сонатная форма (Eliomys nitella) водится в умеренной полосе зап. и средн. Европы и в русских прибалтийских губерниях, преимущественно в лесах гористых местностей. Длина тела 14 стм., хвоста 9, 5 стм. Мех сверху красноватосеро-бурый, брюшко белое. Хвост у корня покрыт короткой прилегающей шерстью серо-бурого цвета, а на конце длинной, с верхней стороны черной, а с нижней белой. Гнезда строит на открытых местах или пользуется старыми гнездами ворон, дроздов и белок. Беременность длится 24 - 30 дней; детенышей 4 - 6. Наносит страшный вред фруктовым садам. 3) Лесная Сонатная форма (Eliomys dryas), быть может, разновидность садовой Сонатная форма Родиной ее считается южная Россия, откуда она распространилась на запад до Венгрии, южной части Австрии и Силезии. Длина тела с хвостом 17 стм. Цвет меха сверху красновато-бурый или буровато-серый, на животе белый. 4) Орешниковая Сонатная форма или мушловка (Muscardinus avellanarius). Водится в средней Европе от Швеции и Англии до Тосканы и северной Турции; Галиция и Венгрия представляют восточную границу ее распространения. Общая длина тела 14 стм., из которых половина приходится на хвост. Цвет меха желтовато-рыжий, только грудь и брюхо белого цвета. Держится преимущественно в ореховых рощах. Искусно строит гнезда из листьев, мха, травы, шерсти и т. п. в густых кустарниках на высоте 1 метра над землей. Спариваются в середине лета. После 4-недельной беременности самка мечет 3 - 4 детенышей, голых и слепых. Для зимовки устраивают гнезда в норах под сухими листьями и располагаются здесь целыми семьями. Д. Педашенко.

Сонатная форма статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
Сонатная Форма - Большой энциклопедический словарь (БЭС) ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Сонатная форма
Ваше имя:                     Код (для знающих):