Словари Онлайн

Янус (Janus)

- один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янус (Janus) божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус (Janus) олицетворяет собою хаос (Janus =Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Янус (Janus) с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Янус (Janus) символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Я, отождествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Янус (Janus) характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Янус (Janus) стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Янус (Janus) первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quirinus, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали врытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Янус (Janus) Арка двуликого Янус (Janus) была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Xр.; во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium - вход и начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Янус (Janus) - начало, в руках Юпитера - все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Янус (Janus) январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Янус (Janus) как о божестве, управляющем движением года и вообще времени; некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, при чем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LХV (=65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. - Вместе с тем Янус (Janus) охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Conservus), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Янус (Janus) был Rex sacrorum, занимавший в Иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Янус (Janus) было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Янус (Janus) не было, если не считать арки Двуликого Янус (Janus) на римском форуме. Первый храм о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Хр.). Император Август предпринял восстановление храма, причем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехлицевого Я., изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Янус (Janus) сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о том, что Янус (Janus) был доисторическим царем Лация и Яникула. Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). В близком отношении к Янус (Janus) стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богинею утреннего света и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Я., как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Со временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Янус (Janus) носил холм Яникул. О существовании культа Янус (Janus) вне Рима не имеется никаких сведений. См. Roscher, "AusfuhrIiches Lexixon der Griechischeu und Romischen Mythologie" (II, стр. 15 и ел.); Speyer, "Le dieu romain Janus" (в "Revue de l'histoire de religion", XXVI, 1892, стр. I - 47); Wissowa, "Religion und Kultus der Romer" (Мюнхен, 1902 = Jw. Muller, "Handbuch der Klassischen Altertnmswissenschaft", т. V, отд. IV); Anst, "Die Religion der Romer" (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steading, "Griechische nnd RSmische Mythologie" (Лпц., 1897). H. О.

Янус (Janus) краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Янус (Janus)
Ваше имя:                     Код (для знающих):